Выставка Актуальный рисунок структурирована по нескольким типам рисунка, где основные предложены
кураторами, а выявлением «ближайших родственников» зрителю предстоит заняться самому. Первый тип — традиционное рисование в контексте актуального искусства (увеличение масштаба, использование в инсталляциях), сюда же относятся комиксы. Второй — рисунок художниковконцептуалистов. Третий — постконцептуальный, как реакция на медийную реальность. Четвертый — репортажный, к нему при понятных оговорках относятся и граффити. Пятый — «другой » рисунок, то есть исполненный без его традиционных носителей и технологий (бумаги, пера и т. д.).
Первый раздел, как и следовало ожидать, самый многочисленный по составу авторов и по произведениям. Художники признают традиции рисунка, в то же время полемизируя с ними, как это видно в римских штудиях Валерия Кошлякова или в неоакадемических эскизах Георгия Гурьянова. Концептуальный рисунок — это, конечно, Дмитрий Александрович Пригов (Квадрат Малевича), Павел Пепперштейн (Россия и гастарбайтер), Сергей Мироненко (Концептуальное искусство), серии Никиты Алексеева и Юрия Альберта. В постконцептуальный же рисунок почему-то попала инсталляция Рисунки старых мастеров Елены Елагиной и Игоря Макаревича из риса, картона и свинца. На персональной выставке художников в том же Русском музее в 1994 году эту работу к рисункам не причисляли.
Еще смелее кураторы поступили с «другим рисунком». В этот разряд вошли веревочные объекты Витаса Стасюнаса, «проволоки» Ани Желудь, железные «письмена» Дмитрия Гутова, шитье Татьяны Ахметгалиевой и Марии Арендт. С тем же успехом эти работы можнобыло бы отнести к скульптуре. После такой умозрительной операции раскрашенные от руки фотографии Владислава Мамышева-Монро из серии Несчастная любовь вкупе с кинетической скульптурой Левитация Александра Шишкина-Хокусая можно тоже считать рисунками. Понятнее с социальным рисунком: зарисовками Виктории Ломаско с судебных заседаний по делу Самодурова-Ерофеева, рисункамирепортажами с митингов Владимира Сальникова. С классификцией получилось не очень убедительно, что, скорее, не вина авторов проекта, а следствие все большей размытости границ между видами, жанрами и техниками сегодняшних художественных практик.
Государственный Русский музей
Актуальный рисунок
Санкт-П етербург
До 12 мая