18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Итальянцы предпочли авангард тоталитарному реализму

№62
Материал из газеты

Выставка «Рождение нации. От Гуттузо к Фонтане и Скифано» — это экскурс в искусство и социально-политическую жизнь Италии с конца 1950-х до конца 1960-х годов

Когда в Национальной галерее современного искусства в Риме в 1959 году ее директор Пальма Букарелли выставила «Большой мешок» (1953) Альберто Бурри, это вызвало такой скандал, что итальянский парламент начал даже специальное расследование. От Букарелли потребовали объяснений, почему средства, выделенные на приобретение произведений искусства, тратятся на покупку мусора. Здесь важно уточнить, что запрос был инициирован коммунистами, которые обладали в те годы большим политическим весом в Италии и поддерживали фигуративное искусство, знаменем которого был Ренато Гуттузо, тоже коммунист. Его полотно «Битва у моста Аммиральо» (1955), посвященное борьбе Гарибальди за объединение Италии (а иносказательно — с фашистским режимом), включено в выставку «Рождение нации» в Палаццо Строцци во Флоренции. Как и скандально знаменитая консервная банка Merda d’artista (1961) — объект enfant terrible итальянского искусства Пьеро Мандзони с собственными фекалиями. «Нам этим проектом хотелось показать, насколько сложны были процессы двух послевоенных десятилетий в итальянском обществе и искусстве», — говорит куратор выставки Лука Массимо Барберо. Собственно, политика и культура и задают тон всей экспозиции, где в первом же зале на четырех мониторах реконструируется история Италии от ее объединения в 1861 году до «экономического чуда» 1960-х и кризисного 1968 года с его студенческими волнениями и зарождением леворадикального терроризма, потрясшего страну в 1970-е. 

В борьбе же реализма и авангардизма победил последний, хотя бы потому, что у молодых художников все фигуративное ассоциировалось с фашизмом. Сегодня уже очевидно, что искусство при Муссолини было куда сложнее. Об этом идущая сейчас в Фонде Prada в Милане выставка «Искусство, жизнь, политика. Италия 1918–1943». В 1960-е итальянское искусство уже часть мирового мейнстрима. За старшее поколение на выставке отвечают Альберто Бурри, Лучо Фонтана, Джузеппе Капогросси. За поп-арт — Миммо Ротелла, Марио Скифано. За арте повера — Янис Куннелис, Джузеппе Пеноне, Микеланджело Пистолетто, Марио Мерц. Всего 70 участников. Завершается же все работой «Перевернутый взгляд» (1970) Пеноне, символом новых вызовов итальянской нации. Но это уже другая ­тема.  

Палаццо Строцци.
Рождение нации. От Гуттузо к Фонтане и Скифано
До 22 июля

Самое читаемое:
1
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
2
Художник Микеланджело Пистолетто номинирован на Нобелевскую премию
Одного из самых знаменитых итальянских художников выдвинул на Нобелевскую премию мира «Горбачев-фонд», и его кандидатура была поддержана Норвежским Нобелевским комитетом
25.02.2025
Художник Микеланджело Пистолетто номинирован на Нобелевскую премию
3
Выставка Матюшина и Гуро: посвящение влюбленным художникам
Впервые в Москве рассказывают о двух важных фигурах петербургской арт-сцены начала ХХ века, их картинах, поэзии, музыке — а также об истории влюбленности и совместной жизни. И все это под звуки футуристической оперы «Победа над Солнцем»
25.02.2025
Выставка Матюшина и Гуро: посвящение влюбленным художникам
4
Рыбинск: что скрывается за вывеской
Как советский «почтовый ящик» превратился в магнит для туристов и кинематографистов
28.02.2025
Рыбинск: что скрывается за вывеской
5
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
6
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
7
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+