Когда в Национальной галерее современного искусства в Риме в 1959 году ее директор Пальма Букарелли выставила «Большой мешок» (1953) Альберто Бурри, это вызвало такой скандал, что итальянский парламент начал даже специальное расследование. От Букарелли потребовали объяснений, почему средства, выделенные на приобретение произведений искусства, тратятся на покупку мусора. Здесь важно уточнить, что запрос был инициирован коммунистами, которые обладали в те годы большим политическим весом в Италии и поддерживали фигуративное искусство, знаменем которого был Ренато Гуттузо, тоже коммунист. Его полотно «Битва у моста Аммиральо» (1955), посвященное борьбе Гарибальди за объединение Италии (а иносказательно — с фашистским режимом), включено в выставку «Рождение нации» в Палаццо Строцци во Флоренции. Как и скандально знаменитая консервная банка Merda d’artista (1961) — объект enfant terrible итальянского искусства Пьеро Мандзони с собственными фекалиями. «Нам этим проектом хотелось показать, насколько сложны были процессы двух послевоенных десятилетий в итальянском обществе и искусстве», — говорит куратор выставки Лука Массимо Барберо. Собственно, политика и культура и задают тон всей экспозиции, где в первом же зале на четырех мониторах реконструируется история Италии от ее объединения в 1861 году до «экономического чуда» 1960-х и кризисного 1968 года с его студенческими волнениями и зарождением леворадикального терроризма, потрясшего страну в 1970-е.
В борьбе же реализма и авангардизма победил последний, хотя бы потому, что у молодых художников все фигуративное ассоциировалось с фашизмом. Сегодня уже очевидно, что искусство при Муссолини было куда сложнее. Об этом идущая сейчас в Фонде Prada в Милане выставка «Искусство, жизнь, политика. Италия 1918–1943». В 1960-е итальянское искусство уже часть мирового мейнстрима. За старшее поколение на выставке отвечают Альберто Бурри, Лучо Фонтана, Джузеппе Капогросси. За поп-арт — Миммо Ротелла, Марио Скифано. За арте повера — Янис Куннелис, Джузеппе Пеноне, Микеланджело Пистолетто, Марио Мерц. Всего 70 участников. Завершается же все работой «Перевернутый взгляд» (1970) Пеноне, символом новых вызовов итальянской нации. Но это уже другая тема.
Палаццо Строцци.
Рождение нации. От Гуттузо к Фонтане и Скифано
До 22 июля