Два года назад в Еврейском музее проходила большая выставка нью-йоркской «Фотолиги» (1936–1952) — объединения молодых нью-йоркских фотографов, полностью перевернувшего представления о фотодокументалистике, поставив во главу угла «только правду жизни». Леон Левинстайн (1910–1988), 35-летний фотолюбитель из Балтимора, наслышанный о легендарной школе «Фотолиги», приехал в Нью-Йорк, где три года проучился у ее бессменного директора Сида Гроссмана. Вторым его учителем стал арт-директор журнала Harper’s Bazaar Алексей Бродович. И тот и другой учили Левинстайна четко выстроенному динамичному кадру, а главное — беспристрастности камеры.
Но Левинстайн, усвоив ценные уроки своих наставников, доверял лишь своей интуиции и глазу. Бродя с камерой по своим излюбленным Таймс-сквер, Пятой авеню или Гарлему и фиксируя без устали увиденное, он выстраивал кадр только так, как ему хотелось, — крупный план, необычный ракурс, мог часто оставлять на снимке только голову, спину, руки или ноги своих персонажей. Но удивительно, эти образы у него вовсе не абстрактные, а самые что ни на есть живые, непосредственные и эмоциональные.
Заслуженного признания при жизни Левинстайн, по натуре одиночка и мало общавшийся с коллегами по цеху, так и не получил. Разве что на единственной прижизненной персональной выставке в 1956 году в фотогалерее Limelight его снимки заметил и оценил по достоинству легендарный фотограф Эдвард Стейхен, возглавлявший отдел фотографии Музея современного искусства (МоМА), и стал включать их в групповые музейные показы.
В 1960–1970-е годы о Левинстайне и вовсе забыли. Незадолго до смерти он вернулся в родной Балтимор и продал большую часть своего архива арт-дилеру Гарри Лану. Тот, в свою очередь, распродал его снимки ведущим нью-йоркским музеям, только после смерти фотографа оценившим его дар. Теперь же 70 снимков Левинстайна разных лет, приехавших из МоМА, Метрополитен-музея, Чикагского института искусств и Национальной галереи Канады, может увидеть и в полной мере оценить и российский зритель.
Еврейский музей и центр толерантности
Modernist Documentary: фотография Леона Левинстайна
До 20 мая