Может быть, еще рано говорить, но вы уже успели подготовить лоты для аукциона?
Я начал работать с ярмаркой Cosmoscow и аукционным домом Phillips в феврале, и первое, за что мы взялись, — придумывание темы. Вместе с куратором Московского музея современного искусства Алексеем Масляевым, который тоже в кураторской команде, мы решили, что это будет тема света. Свет может означать техническое воплощение произведения; работы могут содержать реальные образы — восход солнца или свет луны; наконец, свет вполне может быть символом — знания, просвещения. Всего на аукционе будет 15–20 лотов. Он будет состоять из нескольких разделов, и каждой смысловой составляющей будет посвящена своя часть аукциона. Могу назвать несколько имен: Евгений Антуфьев, Таус Махачева, Дэн Флавин, Аугустас Серапинас.
Каким предположительно будет процент российских и зарубежных художников?
Мы планируем 75% российских художников и 25% иностранных.
Почему, судя по этому соотношению и по списку выставок в вашей лондонской галерее Emalin, вы так симпатизируете российским авторам?
Если честно, для меня это никогда не было осознанным решением. Я не говорил себе: «Теперь я буду работать только с российскими авторами», — и для меня это очень важно. Я смотрю на российских художников как на международных, выделяя тех, кто может оказаться заметным на мировой арт-сцене. Мое знакомство с Евгением Антуфьевым и Асланом Гайсумовым случилось не в России. С Евгением нас познакомила Виктория Михельсон из фонда V-A-C на биеннале Manifesta в Цюрихе. Его работы показались мне тогда одними из лучших, так что я не раздумывая подошел к нему и предложил сделать персональную выставку в Лондоне. С Асланом мы повстречались и разговорились на ужине в Вене. Он рассказал, что у него сейчас проходит выставка в венском Кунстхалле, и я сразу же отправился ее смотреть. Меня потряс уровень его работ, его зрелость. Пару месяцев назад я навещал его в Грозном — и вот результат: в середине марта в нашей галерее открылась его выставка.
И все же есть нечто, что вам особенно интересно в молодом российском искусстве? Может быть, темы или способ подачи?
То, как художники работают с местным наследием, охватывая при этом глобальные вопросы. На самом деле я боюсь говорить о российском искусстве, потому что Россия невероятно велика: сибирский художник работает над сибирским контекстом, художник из Чечни затрагивает события чеченской истории. Я убежден, что стоит перестать говорить о российском искусстве в отдельности, иначе оно никогда не будет восприниматься как международное. Но хочу добавить, что мне нравятся не только молодые художники. Первый русский художник, который меня поразил, — Тимур Новиков. Я видел его работы на сборной выставке в Италии, и меня удивило, как сложные вещи можно уместить в такой лаконичной и простой графике.
Как выбрать действительно хорошие работы при условии, что аукцион благотворительный?
Мне бы очень хотелось организовать аукцион высокого качества. Насколько я успел заметить, в Москве сильно развито supportive community, взаимная поддержка участников сообщества, так что, мне кажется, если найти пару художников, которые решат поделиться своими хорошими работами, другие последуют их примеру. Большую роль играет репутация фонда Cosmoscow.
Как проходит сам процесс выбора? Вы работаете только с художниками или с галереями тоже?
Во время последнего визита я посетил около 20 студий и галерей. В первую очередь я ищу работы, которые бы соответствовали теме. Важно, чтобы сам художник хотел показать произведение и представлял, что подходит лучше всего. Я прошел кураторскую школу, где нас учили в первую очередь думать о художнике, а о коллекционере — потом. Если хорошего художника правильно показать, его обязательно заметят и купят.
Любопытно, вы что-нибудь коллекционируете сами?
В моей галерее выставляется не так много живописи, но сам я люблю живописные работы и коллекционирую их, например Флориана Мейзенберга. Пока работ немного, около 40, я ведь только начал. Еще собираю итальянскую фотографию 1980-х, мне очень нравится фотограф Луиджи Гирри.
Аукцион в этот раз проходит летом, а не во время ярмарки. Не знаете почему?
Чтобы распределить интерес. Если проводить и ярмарку и аукцион в одно время, не будет той напряженности и того интереса, на которые мы рассчитываем, разделяя эти события. Во время проведения аукциона будет праздновать свое десятилетие музей «Гараж», открывается Биеннале молодого искусства — это тоже должно способствовать интересу.
Вы еще на начальном этапе своей карьеры, так что любопытно, с какими сложностями вам уже пришлось столкнуться и что посоветуете молодым и начинающим галеристам и коллекционерам.
Главный совет — постоянно искать и учиться. Когда ты только начинаешь коллекционировать, очень легко увлечься и начать скупать много. Вы должны быть точно уверены в том, что вам захочется иметь у себя эти вещи через десять лет. Кроме того, галерист всегда должен быть голоден. Нужно посещать как можно больше мест, постоянно знакомиться, общаться. В глазах художника вы должны выглядеть влиятельным игроком. Если вы будете неделю подряд сидеть в галерее, хорошим галеристом вы никогда не станете.
Каких выставок стоит ждать в будущем в вашей лондонской галерее?
У меня уже есть несколько идей. Но сначала аукцион!