18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Главные русские торги Лондона. Есть шедевры — будут и рекорды

Вполне разогревшийся после кризисного спада рынок русского искусства испытывает недостаток скорее крупных произведений, чем крупных покупателей. Тенденция тут такая: есть шедевр — покупатель и рекорд будут. В 2011 году четыре включенных в «русскую неделю» аукционных дома — Sotheby’s, Christie’s, MacDougall’s и Bonhams — продали более чем на £125 млн, а в 2012 году — на £92 млн. Картина выглядела следующим образом: на Sotheby’s и MacDougall’s оборот сократился, сумма проданного на Christie’s практически не изменилась, а на Bonhams — уменьшилась в три раза. При этом количество лотов на Sotheby’s остается очень большим (дом проводит три сессии — вечернюю и две дневные), на Christie’s уменьшается (только дневные торги), а на Bonhams сохраняется прежним.

И тем не менее продолжает действовать все то же простое правило: если у дома есть надежный топ-лот, его продажа и делает кассу. Самый яркий пример — Bonhams. Нашел дом в 2011 году шедевры (два полотна Василия Поленова) — и продал их за £6,8 млн. В следующем году не нашел — и аукционы принесли обычные для него £3–4 млн. Christie’s в ноябре прошлого года сократил размер торгов донельзя, а в сессии Живопись и графика заметно преобладала последняя. Тем выгоднее смотрелся топ-лот Извозчик Бориса Кустодиева из коллекции ученого Петра Капицы, проданный за £4,4 млн (рекорд для русского искусства в 2012 году).

Очевидно, что успех торгов каждого дома остро зависит от количества найденных шедевров. Один из столпов аукциона Christie’s — Натюрморт с фруктами Ильи Машкова, яркое воплощение русского авангарда таким, как его любит публика. Это большое полотно участвовало в первой выставке «Бубнового валета» зимой 1910–1911 годов, где были также работы Наталии Гончаровой, Василия Кандинского и Аристарха Лентулова. Эстимейт — £1–1,5 млн, но верхний предел стоимости для такой работы фактически не определен: столь знаковые произведения Машкова не часто появляются на торгах. Будут выставлены также Рыбаки в лунном свете.

Сорренто Ивана Айвазовского — крупноформатная традиционнейшая вещь для этого художника, цены на работы которого в последние полтора века только растут. Оценено полотно в £500–700 тыс. с учетом того, что до кризиса, в 2006 году, оно уже предлагалось на торгах и не было продано с эстимейтом £800–1,2 млн. Сдержанным кажется эстимейт и Портрета Кати Николая Фешина — £250–350 тыс. — по сравнению с £2 млн, за которые на зимних торгах Christie’s был продан его Портрет мадемуазель Подбельской. Впрочем, нынешняя работа создана позже, уже в американский период, и не так роскошна. MacDougall’s планирует провести в рамках «русской недели» две сессии торгов: живописи и отдельно графики. Среди топ-лотов — позднее полотно Ивана Шишкина Вечерняя заря (1896) с любимым художником сиверским сосновым бором. Неоднократно воспроизводившееся в выставочных каталогах и на дореволюционной художественной открытке, оно хорошо известно специалистам, но до 2006 года не покидало частную коллекцию в Финляндии. Чуть суховатым (по сравнению с прошлогодним Айвазовским на ту же тему) кажется Вид Венеции Алексея Боголюбова (£400–600 тыс.).

На MacDougall’s представлен портрет знаменитого танцовщика фламенко Антонио Трианы (£300–500 тыс.) Николая Фешина. Портреты его кисти теперь столь же обязательны для серьезных русских торгов, как пейзажи Шишкина и Айвазовского. Еще один топ-лот — впервые вышедший на рынок авторский вариант одной из самых известных композиций Константина Сомова Спящая дама (£250–500 тыс.). В аукционной подборке Sotheby’s сразу привлекает внимание большое полотно Искушение Ладо Гудиашвили (£400–600 тыс.). Подобные работы художника привлекали к себе парижскую публику и в начале 1920-х годов, когда он перебрался в Париж. Экзотические пейзажи и типажи, пряный восточный эротизм поражали парижан не меньше, чем таитянские полотна Поля Гогена. Примерно в то же время, около 1920 года, написана в Париже и Кубистическая женщина Наталии Гончаровой (£600–800 тыс.), знаменующая переход в ее творчестве от Матисса и фовизма к Озанфану и пуризму.

Впервые в ходе «русской недели» Sotheby’s проведет аукцион советской и постсоветской фотографии под названием Смена фокуса, где собраны главные направления и имена от последних десятилетий СССР и времени перестройки до наших дней. Коллекция включает работы и мастеров постсоветского пространства, например балтийского фотографа Атанаса Суткуса. Как «голубые фишки» современного рынка представлены на торгах имена Виталия Комара и Александра Меламида, Владимира Куприянова и Бориса Михайлова. Bonhams пока что анонсировал два полотна Александра Волкова, живопись Константина Коровина, Виктора Васнецова, Николая Рериха, Павла Челищева. Не исключено, что именно кисти последнего будут принадлежать главные топлоты аукциона. В разделе же декоративно-прикладного искусства топ-лот уже определен: это портсигар фирмы «Фаберже» (£150–200 тыс.) с очень личной историей. Покрытый нежно-фиолетовой эмалью под двуглавым орлом и вязью золотых веточек, портсигар в 1897 году заказала императрица Александра Федоровна: лавандовый цвет был ее любимым. Он обошелся дорого, в 350 руб. (счет сохранился), и был предназначен в подарок Николаю II. Супруги надеялись на рождение наследника, и императрица припасала этот подарок, чтобы отпраздновать событие, — но родилась вторая дочь, а изящная коробочка стала 220-й в коллекции портсигаров Николая II. В 1917 году многие личные драгоценности царской семьи были эвакуированы в Кремль из опасений захвата Петербурга немцами. С 1920-х годов их начали распродавать, и американский бизнесмен (из семьи которого происходит портсигар) приобрел его в Торгсине в 1931 году.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
6
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
7
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+