Еще недавно вокруг Исаакиевского собора бушевали страсти, петербуржцы выходили на митинги за сохранение его музейного статуса. Сейчас буря по поводу возможной передачи храма в ведение Русской православной церкви стихла. Хотя всего год назад, в марте 2017-го, музейная экспозиция оказалась перед лицом реальной угрозы: руководство города предупредило сотрудников музея «Исаакиевский собор», чтобы они готовились к переезду вместе со всеми экспонатами в некие временные помещения. К счастью, кризис тогда удалось урегулировать, и сейчас музей спокойно планирует работу, ценная коллекция остается на своем месте.
Интерьер Исаакиевского собора: разноцветный мрамор, позолота, мозаики, живопись — производит впечатление гигантского сундука, набитого сокровищами. Что, безусловно, справедливо. Вот только большая часть этих сокровищ не входит в Музейный фонд РФ! Они являются неотъемлемой частью памятника, а в фонде числятся только движимые предметы. Сейчас, например, в экспозиционном зале Исаакиевского собора находится лишь 62 предмета из учтенных в Музейном фонде.
Даже знаменитый алтарный витраж «Воскресший Христос», выполненный по проекту баварского архитектора Лео фон Кленце в стиле итальянского Возрождения, один из крупнейших витражей в Европе (28,5 кв. м), не учтен в этом фонде. Если ему требуется реставрация, ею занимается реставрационный совет музея «Исаакиевский собор» и его специалисты. Впрочем, это не умаляет художественной и исторической ценности предметов внешнего и внутреннего убранства собора. Тем более что за их сохранность и состояние тоже отвечает музей. По словам его главного хранителя Мансура Доминова, сотрудники строго следят за соблюдением всех условий пользования. «У нас жесткий подход к церкви, мы заставляем ее считаться с нашими охранными требованиями», — рассказал главный хранитель.
История музея начинается с 1928 года. В 1931-м в соборе установили самый большой в мире маятник Фуко. В 1937 году собор получил статус памятника, музей стал историко-художественным, но маятник из него убрали лишь в начале перестройки, теперь он тоже музейный экспонат. В 1969 году Минкульт РСФСР, приняв во внимание особую художественную ценность и учитывая уникальность музея «Исаакиевский собор», выделил его в самостоятельное учреждение. С 1990 года в храме возобновились богослужения.
Всего в основном и вспомогательном фондах Исаакия состоит на учете 26 462 единицы: декоративно-прикладное искусство, живопись, иконы, графика, нумизматика, документы, негативы, фотографии.
Предмет особой гордости музея — собрание живописи и графики. Здесь находится значительная часть живописного наследия Тимолеона (Тимофея Андреевича) Неффа. Он был придворным портретистом семьи императора Николая I, именно ему было поручено оформление главного иконостаса Исаакия. Вначале предполагалось, что Нефф создаст всю живопись в соборе, но судьба распорядилась иначе — над росписями трудились Карл Брюллов, Федор Бруни, Карл Штейбен и многие другие выдающиеся живописцы своего времени. Неффу в конечном итоге достался первый ряд иконостаса, часть росписи пилонов и алтаря.
Для первого ряда Нефф написал свои уникальные иконы — это гигантские полотна площадью почти 10 кв. м каждое, их высота около 5 м. Иконы выполнены на холсте, натянутом на паркетированный щит. Фон, на котором изображены фигуры святых, создан из кварцевого песка с последующим золочением. Таких икон всего пять, подобных им в стране больше нет. Вскоре после написания они были переведены в мозаику, а живописные оригиналы отправились в хранилище. И до сих пор никто из посетителей их не видел. Совсем недавно живописные иконы Неффа демонстрировались на выставке, посвященной 200-летию начала строительства собора, а после окончания реставрационных работ они займут место в храме как постоянные предметы экспозиции.
Особую часть музейной коллекции Исаакия составляют предметы, относящиеся к истории создания собора, в частности уникальное собрание графики. Этих произведений не так уж много, всего около 600, но многие из них специалисты считают чрезвычайно ценными. Почти сотня из этих графических листов — инженерные чертежи, сделанные в разные годы, из них 68 выполнены лично архитектором собора Огюстом Монферраном и его помощниками. На чертежах сохранились пометки современников на русском, французском и итальянском языках.
Часть экспонатов из музейной коллекции напрямую связана с именем выдающегося российского инженера, архитектора, строителя и организатора транспортной системы Российской империи, испанца по происхождению Августина де Бетанкура. Именно он порекомендовал Александру I обратить внимание на проект Монферрана. Также Бетанкур придумал и разработал особые строительные леса, с помощью которых были установлены все гранитные колонны вокруг будущего собора — строительство начиналось с них, после чего уже приступили к возведению стен. Макет этих лесов, выполненный еще в 20-е годы XIX века, можно увидеть в экспозиции Исаакиевского музея.