18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Новая Третьяковка воссоздаст всю картину 2000-х с нуля

№62
Материал из газеты

Российское искусство первого десятилетия XXI века впервые станет темой большой музейной выставки

«Искусство 2000‑х» — первая музейная попытка заглянуть в недавнее прошлое и осмыслить художественные процессы в отечественном искусстве начала XXI века. Ее временные рамки определены четко: с 2000 по 2010 год. «За это время сменились совершенно разные ожидания, — рассказывает одна из кураторов выставки, заведующая отделом новейших течений Ирина Горлова. — Начало 2000‑х — это время, когда современное искусство у нас легитимизируется и становится известно и в России, и на Западе, когда появляются коллекционеры, институции, ярмарки. Мы выбирали работы, соответствующие ощущению эпохи: с одной стороны, это время гламура, больших ожиданий и большой власти, с другой — время неустойчивости, шаткости, ларьков и даже отчасти дикости». 

Выставка визуально будет выстроена как панорама разных художественных практик, сложившихся в 2000-е. Всего покажут около 100 работ: живопись, графику, объекты, инсталляции, документации перформансов, видео­арт. Их авторов можно условно разделить на две группы: те, кто в 1990-х уже состоялся и чье творчество трансформировалось в новом тысячелетии, и новое поколение, которое только оканчивало школы современного искусства и выходило на сцену. Среди первых — Анатолий Осмоловский с его радикальными акциями на выставке 2001 года «Субъект и власть (лирический голос)» в рамках одной из первых ярмарок современного искусства «АРТ Москва». Или знаменитый дуэт Александра Виноградова и Владимира Дубосарского с серией «Подводный мир», участвовавшей в Венецианской биеннале-2003. Олег Кулик из «человека-собаки» 1990-х переквалифицировался в 2000-е в создателя восковых фигур для «Музея природы» — его знаменитая восковая «Теннисистка», похожая на Анну Курникову, тоже будет на выставке. 

Большинство художников, попавших в поле зрения кураторов и начинавших свою карьеру в 2000-х, сейчас уже покинули категорию «молодых». Это, например, Виктор Алимпиев со снятым в соавторстве с Марианом Жуниным видеофильмом «Ода» (2002), Елена Ковылина с документацией ее знаменитого перформанса «Равенство» (2008), где разница в росте участников компенсировалась разной высотой табуреток, на которых они стояли, и Ирина Корина, которая будет представлена одной из своих ранних инсталляций Urangst (2003), посвященной страхам, — реконструированной к выставке комнатой, устланной уходящими из-под ног половицами. 

По словам сокуратора выставки Кирилла Светлякова, воссозданные специально для проекта произведения могут в рамках программы «Меценаты и дарители — Третьяковской галерее» войти в музейное собрание, где искусство 2000-х пока что представлено лишь отдельными вещами. Некоторые из них, кстати, тоже будут включены в экспозицию, как работы Андрея Кузькина, подаренные галерее в прошлом году Фондом поддержки современного искусства Cosmoscow.

Новая Третьяковка
Искусство 2000-х
27 апреля – 22 июля

Самое читаемое:
1
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
2
Художник Микеланджело Пистолетто номинирован на Нобелевскую премию
Одного из самых знаменитых итальянских художников выдвинул на Нобелевскую премию мира «Горбачев-фонд», и его кандидатура была поддержана Норвежским Нобелевским комитетом
25.02.2025
Художник Микеланджело Пистолетто номинирован на Нобелевскую премию
3
Выставка Матюшина и Гуро: посвящение влюбленным художникам
Впервые в Москве рассказывают о двух важных фигурах петербургской арт-сцены начала ХХ века, их картинах, поэзии, музыке — а также об истории влюбленности и совместной жизни. И все это под звуки футуристической оперы «Победа над Солнцем»
25.02.2025
Выставка Матюшина и Гуро: посвящение влюбленным художникам
4
Рыбинск: что скрывается за вывеской
Как советский «почтовый ящик» превратился в магнит для туристов и кинематографистов
28.02.2025
Рыбинск: что скрывается за вывеской
5
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
6
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
7
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+