Форму легкого помешательства, которое называется футбол, и его очередной чемпионат мира Русский музей отмечает рациональным и продуманным жестом — крупнейшей (да и будет ли еще такой повод?) в своей истории выставкой фарфора, скульптуры и графики на тему спорта. Она объединит 350 произведений 1920-х — начала 1990-х годов 90 художников из собственного собрания, Эрмитажа и частных коллекций. Кроме продукции Ленинградского фарфорового завода, будут представлены Дмитровский, Дулевский, Конаковский, «Пролетарий» и другие. Из раритетов будут «Мальчик, сидящий на мяче» Людмилы Волковой, две версии «Футболиста» с разными мячами Натальи Данько — Марии Кирилловой. «Вратарь» Юрия Смирнова, смесь спорта и балета, был выпущен в 1960-е ленинградской кооперативной артелью «Прогресс», то ли рудиментом нэпа, то ли предвестником перестройки.
В те же годы Ирина Никонова и Елизавета Лупанова создали фигурку «Вратарь», которая позже в тираже стала называться «Владислав Третьяк». А вот Вячеслав Шестопалов и Виктор Ропов в своих хоккеистах явно искали портретного сходства со звездой спорта. Ваза «Лыжники» создана Николаем Суетиным в 1938 году, в ней не осталось и следа от его авангардистских опытов. Нагая фарфоровая фигура «Перед забегом» (1955) Александра Дейнеки напоминает античных богинь. Твердые материалы дополнены графическими изображениями футболистов Владимира Лебедева и Алексея Пахомова, девушек с обручем Бориса Ермолаева, борцов Александра Арефьева, коллажем из цветной бумаги «Лыжники» Веры Матюх. Даже Борис Кустодиев не избежал соблазна нарисовать «Лыжницу» в 1919 году.
Русский музей
Спорт в советском фарфоре, графике, скульптуре
25 апреля – 30 июля