18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Утром — деньги, вечером — Харинг?

№62
Материал из газеты

Sotheby’s и Phillips судятся с нью-йоркским арт-дилером Анатолем Шагаловым: он покупал произведения искусства на аукционах, но так их и не оплатил

Аукционный дом So­the­by’s судится с арт-дилером и его компанией Nature Morte из-за торгов, прошедших в Нью-Йорке в мае 2017 года. На них Анатолий Шагалов сделал решающую ставку на картину Кита Харинга 1982 года «Без названия», предложив рекордные для художника $6,5 млн. Представители Sotheby’s говорят, что после нескольких напоминаний Шагалов так и не оплатил покупку, поэтому произведение продали другому клиенту за $4,4 млн и подали на арт-дилера в суд, чтобы взыскать с него разницу.

Шагалов заявил, что Sotheby’s разрешил ему выплачивать сумму по частям, а его адвокат Мэтью Хоффман считает, что аукционный дом не приложил «коммерчески оправданных» усилий, чтобы перепродать полотно по более высокой цене. В качестве доказательства Шагалов приводит тот факт, что мадридский арт-консультант Марко Мерканти был готов заплатить за произведение $5 млн. Адвокат Sotheby’s Джон Кэхилл отрицает, что Шагалову предлагали такие условия оплаты, и сомневается в том, что Мерканти был в курсе того, что картина является предметом незаконченного судебного разбирательства. Кроме того, Sotheby’s утверждает, что Шагалов подделал документы, связанные с предложением Мерканти, но дилер категорически отрицает это.

Аукционный дом Phillips также судится с Шагаловым: тот не оплатил купленные им на торгах 8 ноября 2015 года картины «Пара IV» (1959) Морриса Луиса и «Без названия (Р271)» (1997) Кристофера Вула на общую сумму почти в $6 млн. Шагалов утверждает, что делал ставки на эти произведения и приобрел их, будучи намеренно введенным в заблуждение, а потому его следует освободить от всякой ответственности, связанной с этими покупками. Аукционный дом отказался от дальнейших комментариев по делу, рассмотрение которого еще не закончено.

Кроме того, Sotheby’s обвиняет Шагалова в попытке скрыть активы. После обращения аукционного дома в суд дилер заложил за $6,9 млн принадлежащие ему произведения искусства, суммарная стоимость которых превышает $10 млн. По словам адвоката Шагалова, бизнес-модель его клиента строится следующим образом: «Он берет деньги в долг и покупает произведения искусства. Затем пытается продать купленные работы по более высокой цене. Он берет еще больше денег в долг под залог этих произведений и пытается продать их по еще более высокой цене». 

Обвинения в невыполнении обязательств не редкость. Тот же Sotheby’s сейчас судится с клиентом по имени Эудженио Паоло Лоса из-за двух работ, проданных на ноябрьских торгах 2017 года за $8,25 млн и до сих пор не оплаченных. 

Однако на слушании по делу Sotheby’s против Шагалова, состоявшемся 9 января, судья Чарльз Рамос заявил, что сделки на арт-рынке в принципе далеки от принятых в других областях бизнеса норм. «Я никогда не видел отрасль, более изобилующую случаями мошенничества и неподобающего поведения, чем арт-бизнес, — сказал он. — „Этика в сфере искусства“ — оксюморон. Это далеко не щепетильный бизнес… Я видел, как посредники продавали одно и то же произведение искусства по три раза или продавали произведения искусства, которые им не принадлежали». 

Но, по мнению опытных участников рынка, случаи, когда такие дела доходят до суда, скорее, исключение из правила. Андреа Данезе, президент компании Athena Art Finance, замечает: «Такого рода проблемы возникают куда чаще, чем кажется, просто они, как правило, решаются за закрытыми дверями. Мы видим только верхушку айсберга: аукционные дома редко обращаются в суд, и за каждым таким обращением обычно стоит нечто большее». 

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+