18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Утром — деньги, вечером — Харинг?

№62
Материал из газеты

Sotheby’s и Phillips судятся с нью-йоркским арт-дилером Анатолем Шагаловым: он покупал произведения искусства на аукционах, но так их и не оплатил

Аукционный дом So­the­by’s судится с арт-дилером и его компанией Nature Morte из-за торгов, прошедших в Нью-Йорке в мае 2017 года. На них Анатолий Шагалов сделал решающую ставку на картину Кита Харинга 1982 года «Без названия», предложив рекордные для художника $6,5 млн. Представители Sotheby’s говорят, что после нескольких напоминаний Шагалов так и не оплатил покупку, поэтому произведение продали другому клиенту за $4,4 млн и подали на арт-дилера в суд, чтобы взыскать с него разницу.

Шагалов заявил, что Sotheby’s разрешил ему выплачивать сумму по частям, а его адвокат Мэтью Хоффман считает, что аукционный дом не приложил «коммерчески оправданных» усилий, чтобы перепродать полотно по более высокой цене. В качестве доказательства Шагалов приводит тот факт, что мадридский арт-консультант Марко Мерканти был готов заплатить за произведение $5 млн. Адвокат Sotheby’s Джон Кэхилл отрицает, что Шагалову предлагали такие условия оплаты, и сомневается в том, что Мерканти был в курсе того, что картина является предметом незаконченного судебного разбирательства. Кроме того, Sotheby’s утверждает, что Шагалов подделал документы, связанные с предложением Мерканти, но дилер категорически отрицает это.

Аукционный дом Phillips также судится с Шагаловым: тот не оплатил купленные им на торгах 8 ноября 2015 года картины «Пара IV» (1959) Морриса Луиса и «Без названия (Р271)» (1997) Кристофера Вула на общую сумму почти в $6 млн. Шагалов утверждает, что делал ставки на эти произведения и приобрел их, будучи намеренно введенным в заблуждение, а потому его следует освободить от всякой ответственности, связанной с этими покупками. Аукционный дом отказался от дальнейших комментариев по делу, рассмотрение которого еще не закончено.

Кроме того, Sotheby’s обвиняет Шагалова в попытке скрыть активы. После обращения аукционного дома в суд дилер заложил за $6,9 млн принадлежащие ему произведения искусства, суммарная стоимость которых превышает $10 млн. По словам адвоката Шагалова, бизнес-модель его клиента строится следующим образом: «Он берет деньги в долг и покупает произведения искусства. Затем пытается продать купленные работы по более высокой цене. Он берет еще больше денег в долг под залог этих произведений и пытается продать их по еще более высокой цене». 

Обвинения в невыполнении обязательств не редкость. Тот же Sotheby’s сейчас судится с клиентом по имени Эудженио Паоло Лоса из-за двух работ, проданных на ноябрьских торгах 2017 года за $8,25 млн и до сих пор не оплаченных. 

Однако на слушании по делу Sotheby’s против Шагалова, состоявшемся 9 января, судья Чарльз Рамос заявил, что сделки на арт-рынке в принципе далеки от принятых в других областях бизнеса норм. «Я никогда не видел отрасль, более изобилующую случаями мошенничества и неподобающего поведения, чем арт-бизнес, — сказал он. — „Этика в сфере искусства“ — оксюморон. Это далеко не щепетильный бизнес… Я видел, как посредники продавали одно и то же произведение искусства по три раза или продавали произведения искусства, которые им не принадлежали». 

Но, по мнению опытных участников рынка, случаи, когда такие дела доходят до суда, скорее, исключение из правила. Андреа Данезе, президент компании Athena Art Finance, замечает: «Такого рода проблемы возникают куда чаще, чем кажется, просто они, как правило, решаются за закрытыми дверями. Мы видим только верхушку айсберга: аукционные дома редко обращаются в суд, и за каждым таким обращением обычно стоит нечто большее». 

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
6
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
7
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+