18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Пушкинский музей показывает livre d’artiste скульпторов — от Родена до Христо

«Книги художника» 15 знаменитых авторов XX–XXI веков представлены в сопровождении их же работ

Выставка «Скульпторы и livre d’artiste» в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина полностью посвящена феномену livre d’artiste — «книги художника», в которой текст и иллюстрация, обычно представляющая собой оригинальную печатную графику, становятся полноправными составляющими цельного произведения. Книги из своих собраний на выставку предоставили коллекционеры Георгий Генс и Борис Фридман — он также выступил в качестве куратора. 

«Мы хотим показать, что этот жанр культивируется в любой сфере искусства: livre d’artiste создавали и художники, и архитекторы (прекрасные издания есть у Ле Корбюзье), и скульпторы, — рассказал Фридман TANR. — Мы решили отобрать именно скульпторов, которых объединяет интерес к этому виду искусства».

Временной охват у выставки широкий — с начала XX века, когда жанр только зарождался, до 1970-х, незадолго до упадка livre d’artiste. В Галерее искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков представлены книги Армана, Жана Арпа, Мишеля Гино, Альберто Джакометти, Александра Колдера, Анри Лоранса, Аристида Майоля, Марино Марини, Генри Мура, Миммо Паладино, Арнальдо Помодоро, Огюста Родена, Эдуардо Чильиды, Христо и Осипа Цадкина в сопровождении их скульптурных работ, в основном мелкой пластики, — зрителям предлагается самим найти сходства и различия в подходе авторов к разным видам искусства.

Открывает московскую выставку произведение, созданное при участии одного из родоначальников жанра — маршана и издателя Амбруаза Воллара. Именно он по предложению Октава Мирбо заказал иллюстрации к его роману «Сад пыток» Огюсту Родену, для которого они стали первой и единственной книгой художника. Издание с литографиями по его чувственным акварельным рисункам первым встречает зрителя. С Роденом соседствует его современник Аристид Майоль — и его вариант «Науки любви» Овидия. Соседний зал отведен Анри Лорансу и Осипу Цадкину, у которого в экспозиции сразу три издания, в том числе с офортами, созданными в пару к знаменитым «Калиграммам» Гийома Аполлинера. Генри Мур представлен двумя произведениями, одно из которых — «Череп слона» — появилось благодаря подаренному скульптору черепу животного, форма и строение которого вдохновили его на серию гравюр. В этом же зале можно увидеть посвящение любимому городу Альберто Джакометти: сцены парижской жизни и близкие скульптора запечатлены в гравюрах книги «Париж без конца». Особое внимание уделено испанскому скульптору Эдуардо Чильиде, плохо знакомому российскому зрителю: его графику прежде не показывали в России. Впервые посетители увидят и скульптуру Мишеля Гино, разделяющего с Чильидой одно пространство. Специальный раздел выставки посвящен жизнерадостным цветным иллюстрациям Жана Арпа и Александра Колдера, а по соседству собрали непохожих итальянцев Марино Марини, Миммо Паладино и Арнальдо Помодоро. Заканчивается выставка изданием «Проходящее время» Армана, в котором он использовал свой любимый прием, поместив в плексиглас элементы часового механизма, и завернутой в фирменный полиэтилен газетой News York Times Христо вместе с изображениями его более узнаваемых работ — обернутых зданий. 

По словам директора Пушкинского музея Марины Лошак, книг художника как объектов искусства со временем становится все меньше. «Мир наполнен людьми, которые хотят коммерчески использовать ее возможности, — рассказала она на открытии выставки. — Галереи по всему миру наполнены отдельными отпечатками, и, таким образом, сама книга исчезает». «Конечно, проще продать каждый лист по отдельности, чем собрать целую книгу, которую не всякий готов купить», — резюмировала она.

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+