В среду 25 апреля в Париже в возрасте 74 лет скончался иранский фотограф Аббас Аттар (1944–2018), известный просто как Аббас. Он посвятил репортажной фотографии многие десятилетия и был одним из ветеранов фотоагентства Magnum. Основной корпус его работ, в которых размываются границы между фотожурналистикой и искусством, посвящен политическим конфликтам и религии — а зачастую и их причудливым переплетениям. «Он был одним из столпов Magnum, — сказал президент агентства Томас Дворжак после кончины Аббаса, — он был крестным отцом для целого поколения молодых фотожурналистов».
До того как заняться документированием бурных событий исламской революции в Иране с 1978 по 1980 год, Аббас уже освещал конфликты в таких регионах, как Бангладеш, Вьетнам и Северная Ирландия. Но именно революция на родине оказала на фотографа наиболее глубокое влияние, на многие годы определив его профессиональные интересы. Потрясенный силой религиозных убеждений и той ролью, которую они сыграли в приходе к власти аятоллы Хомейни, впоследствии Аббас много путешествовал по миру, фотографируя религиозные обряды и ритуалы не только ислама, но и других мировых религий: христианства, буддизма, индуизма и иудаизма. Снимки, которые он создал в этих поездках, вошли в такие книги, как «Аллаху акбар: Путешествие по воинствующему исламу» (1994), которая обрела новую актуальность после нью-йоркских событий 11 сентября, «Лица христианства: Путешествие в фотографиях» (2000) и «Боги, которых я видел» (2016).
В интервью агентству Magnum в 2017 году Аббас сказал, что, по его мнению, в фотографии существует два метода: «Один — писать светом, а другой — рисовать светом». По словам фотографа, Анри Картье-Брессон и другие его коллеги по Magnum являются сторонниками второго метода, в то время как сам он основывает свое творчество на первом. Он не акцентировал внимание на отдельных моментах времени, воспринимая свои фотографии как взаимосвязанные элементы единого целого. В этом смысле Аббас был рассказчиком, а его снимки — страницами книг на пленке, рассматривать (или, скорее, читать) каждую из которых по отдельности было ничуть не менее увлекательно.
В том же интервью Аббас признался, что благодаря поездке в Новый Орлеан в 1968 году он осознал важность «создания последовательности», то есть выстраивания нарратива, проходящего через всю серию фотографий. Примеры такого подхода можно найти в его книге «Возвращение в Мексику: Путешествие по ту сторону маски» (1992), созданной на основе его путешествий по стране в 1980-х годах.
Фотографии Аббаса не только издавались в виде книг, но и экспонировались в галереях и музеях по всему миру, в том числе в Тегеранском музее современного искусства, Национальном музее Сингапура, Galerie FNAC и Magnum Gallery в Париже, а также в Grey Art Gallery при Университете Нью-Йорка. Снимал он и в России, его выставки несколько раз проходили в Москве.
«Для нас это бесконечно горькая потеря, — сказал Дворжак. — Да пребудут с ним боги и ангелы всех мировых религий, ритуалы которых он фотографировал с такой страстью».