Никита Алексеев в Iragui
Для концептуалиста Никиты Алексеева рисование сродни медитации: он методично ставит на бумагу или холст точку за точкой, параллельно сочиняя посты для Facebook, больше похожие на буддистские притчи. От зрителя эти работы требуют такой же неспешности взгляда и медитативной отрешенности. Художник не то чтобы критикует действительность — скорее, он от нее обреченно отворачивается. Никита Алексеев давно интересуется орнитологией, его завораживают иллюстрации в атласе «Птицы Америки» Одюбона и поэма суфия Аттара «Беседа птиц». В новом проекте Welcome to Paradise. Under the Golden Skies, который покажут в галерее Iragui с 24 мая по 15 июля, птицы предстают посланцами иного, лучшего мира. «Мы живем в поразительно поганое время — на моей памяти, пожалуй, самое поганое со времен Карибского кризиса, — уверен Алексеев. — Теперь только и остается, что в рай стремиться, под золотые небеса!» Пернатые изображены на фоне из золотых точек — явная отсылка к византийским мозаикам и русской иконописи, где золото всегда было символом Царства Небесного. Помимо 16 графических «портретов» птиц, в серию входит и живопись — полуабстрактные живописные пейзажи с золотым небом, обитателями которого, по мысли автора, и являются птицы. Эфирным созданиям все равно, над чем летать: над условными холмами, полем или морем. Лишь бы подальше от унылой действительности.
Лоцманов в «25 кадре»
Молодой художник Сергей Лоцманов известен своим пристрастием к ярким, чуть ли не кричащим цветам и геометрической абстракции. Даже берясь за городские пейзажи, он трактует их настолько обобщенно, что получается нечто почти беспредметное. Выставка «Семантика цвета» (16 мая — 5 июня) в галерее «25 кадр», недавно перебравшейся на новую площадку в Замоскворечье, на фоне былых живописных экзерсисов художника смотрится неожиданно. Если вкратце, цвета стало меньше, семантики — больше. Тончайшая монохромная графика на больших листах цветной бумаги представляет собой размышление о язвах общества на языке легко дешифруемых символов. Монитор за замочной скважиной — о следящем за нами через Всемирную паутину Большом Брате, кирпич в луже крови — о локальных конфликтах, которые легче начать, чем закончить. Все крайне доходчиво, без двусмысленности, поэтому листы Лоцманова интереснее разглядывать, чем разгадывать. Четкостью и выверенностью линий рисунки подчас напоминают архитектурные чертежи, но строгость структуры вступает в противоречие с несерьезной яркостью фона. Филигранная техника странно не соответствует плакатному содержанию. В этом мире, созданном уверенными движениями рапидографа, царит обманчивое равновесие — покой, но без света.
Выставка о метро в «Открытом клубе»
Московское метро для офисных тружеников — источник стресса, а для художников — вдохновения. Подземный мир для них — отчасти мистическое пространство, где над головой порхают самолеты Дейнеки, а эскалаторы доставляют обывателей прямиком в преисподнюю. Архитектура и убранство старых станций метро с их избыточной роскошью — своего рода тотальная инсталляция в стиле соцреализма, зримое воплощение советской утопии. Деятелей актуального искусства привлекает контраст между этой утопией и реальной жизнью в лице спешащих обезумевших толп и городских маргиналов-одиночек, сделавших вагоны и станции своим вторым домом. Выставка «Московское метро. Взгляд из XXI века» в галерее «Открытый клуб» (18–29 мая) соединяет несоединимое — наивный оптимизм создателей метрополитена и критическую рефлексию их потомков. Пытаясь как можно лучше раскрыть запутанную, словно схема московской подземки, тему, кураторы составили представительную, пусть и довольно пеструю, подборку работ художников разных поколений. В проекте участвует около 50 авторов, в том числе Наталья Нестерова, Игорь Шелковский, Александр Юликов, Клара Голицына, Константин Батынков, Михаил Молочников, Владимир Наседкин, Егор Плотников, Павел Отдельнов. Будем надеяться, что принцип «в тесноте, да не в обиде», которым утешают себя пассажиры метро в час пик, сработает и здесь.
МишМаш в «Перелетном кабаке»
Бар «Перелетный кабак» коллекционера и арт-дилера Максима Боксера — самая засекреченная точка на культурной карте Москвы. Питейное заведение с названием, позаимствованным у британского классика Г.К.Честертона, скрывает в своих недрах два выставочных зала и микромагазин высокоинтеллектуальной литературы. Выставки, концерты и презентации книг здесь проходят чуть ли не каждую неделю — но узнать о них можно исключительно из Facebook. Все самое интересное происходит в обшарпанной подвальной комнате, освещенной голыми лампочками Ильича. Мало похожая на галерейный белый куб, она оказалась идеальным обрамлением для проекта группы МишМаш «Слухи о хидеоизме» (15 мая — 12 июня). Сами художники Мария Сумнина и Михаил Лейкин, давно работающие с эстетикой безобразного, объясняют придуманный ими термин так: «Хидеоизм находит наслаждение, восторг и красоту в случайном, нелепом и отвратительном». Новая выставка посвящена приключениям постоянного персонажа дуэта — антисупергероя Superjew. В отличие от вечно спешащих на помощь супергероев, он проводит время в полном бездействии, иногда давая посетителям вернисажей советы за умеренную плату. Фотоснимки героя в облегающем костюме цвета электрик на фоне нарочито унылых пейзажей дополнены скотчем, ватой и другими «низменными» материалами. Слои липкой ленты накладываются друг на друга, словно полупрозрачные мазки краски, придавая «прекрасно-ужасным» ассамбляжам хрупкую, преходящую прелесть, ведь скотч, как известно, имеет свойство со временем отваливаться от любой поверхности.
Кочевник и Дубосарский в «Галерее 21»
С Алес Кочевник я познакомилась несколько лет назад во время ее несанкционированного перформанса на Красной площади. Представ перед изумленной гуляющей публикой в образе больного, к чьим рукам подсоединены капельницы, молодая художница протестовала против планов закрыть единственный в городе центр лечения рассеянного склероза. (Полиция появилась на месте действия минуты через две после начала акции, нескольких ее участников эффектно задержали, но быстро отпустили. Центр в итоге закрыли все равно.)
Совместный проект Алес Кочевник и Владимира Дубосарского «Сохранить как изображение» обошелся без риска и адреналина, но при этом демонстрирует явное повышение градуса отчаяния. Убедиться в этом можно в «Галерее 21» на Винзаводе до 1 июня. Новые живописные полотна Дубосарского — идиллические сцены с детьми, поедающими арбузы, — его напарница безжалостно режет и кроит из них рюкзаки. Сам Дубосарский, что характерно, только радуется. «Если уезжаешь из страны, работы легко собрать и взять с собой. Это решает вопрос таможни: берешь произведение искусства и вывозишь его как рюкзак, без всяких деклараций», — со знанием дела объясняет художник, давно выбравший своим постоянным местом жительства Эстонию. С персонажами собственных картин Кочевник обращается не менее сурово: у парадных портретов в стиле старых мастеров вырезаны лица, а отверстия затянуты пластиковыми пакетами. Метафора главной болезни века — потери лица — понятна без слов.
Шутов в «Розе Азора»
На тему космоса, звезд и летательных аппаратов Сергей Шутов, как мне казалось, сказал в своем творчестве уже все, что только возможно. Чистосердечно признаю: казалось мне неправильно. Феномен темной материи еще ждал своего часа — и дождался! Проект, посвященный загадочному явлению, покажут в галерее «Роза Азора» с 23 мая по 7 июня. Художника завораживает магия цифр: доля невидимого вещества, знакомого ученым лишь теоретически, в общем составе Вселенной — 24%, доля еще более таинственной темной энергии — больше 70%. «Наша задача — овладеть возможностями темной материи с помощью темной энергии искусства», — провозглашает Шутов. Главный русский космист наших дней бросает серьезный вызов воображению зрителя, предъявляя ему бодро написанные схемы созвездий с золотыми кружочками светил и предлагая прозревать за ними неведомые бездны. Что ж, во всяком случае даже беглый взгляд на работы из новой серии убеждает: с энергией, темной или нет, у Шутова все в порядке. А значит, продолжение космической саги не за горами!