18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Анимационный фильм по рисункам Резо Габриадзе вышел в прокат

Мультфильм «Знаешь, мама, где я был?», созданный его сыном Лео Габриадзе и спродюсированный Тимуром Бекмамбетовым, рассказывает историю детства грузинского художника и сценариста

В жизни каждого много повидавшего человека, особенно творческого, наступает такой момент, когда он садится писать мемуары. У грузинского художника, сценариста «Мимино» и «Кин-Дза-Дза», основателя прославленного тбилисского Театра марионеток Резо Габриадзе воспоминания не стали чем-то монотонно дневниковым — они закономерно превратились в пронзительный и добрый, полный светлой тоски по детству мультфильм. Его режиссером выступил сын Резо Лео Габриадзе, который готовил картину почти 20 лет. Процесс прерывался, в какой-то момент Лео увлекся было совсем другой стилистикой, что даже обернулось выходом в 2015 году фильма ужасов «Убрать из друзей». Но, как рассказывает сам автор, это, возможно, пошло на пользу: воссоздавая семейную историю в технике перекладной анимации, Лео Габриадзе отдыхал душой.

Работа проходила в узком кругу друзей-профессионалов на студии Bazelevs. Ее основатель Тимур Бекмамбетов не просто настоял на создании мультфильма. Узнав о планах семьи Габриадзе, он тут же выслал к Резо свою операторскую группу. Вот почему, помимо его сценария со смешными и сказочными историями и более 500 великолепных рисунков художника, использованных для создания анимационного фильма, Габриадзе и сам периодически появляется в картине на фоне забавного нарисованного кабинета (Лев Толстой за его плечами трагически хмурится и плачет, слушая истории).

Это очень интересно — узнать, что именно человек, особенно талантливый художник, выставки которого проходили не так давно в ГМИИ им. Пушкина и Музее Москвы, вспоминает из своего детства. И хотя в мультфильме охвачена биография вплоть до сегодняшних дней, детству Резо Габриадзе в 62-минутной картине уделяется больше всего внимания. Мы узнаем, что он проводит время в библиотеке послевоенного Кутаиси (любителей книг там двое: он и крыса Ипполит) и в деревне у бабушки с дедушкой, среди горных пейзажей, которые «вполне могли бы заменить задник сцены Большого театра». Для дедушкиной трубки Резо постоянно собирает окурки и кладет их в красивую коробочку из-под халвы. Он беспечен и любознателен. Не забыты и его встреча с первым учителем, скульптором Валико Мизандари, и поступление на Высшие сценарные курсы в Москве.

На премьерном показе Лео Габриадзе не удержался и, вспомнив Альфреда Хичкока, сказал, что для детей очень хорошо, когда их пугают либо когда происходящее сильно драматизируют. «Это сильнее всего развивает фантазию», — пояснил он. Тревожные моменты в мультфильме сделаны здорово: нарисованные Сталин и Ленин спорят друг с другом, сослать ли мальчишку или «ли-кви-ди-ро-вать»; по улицам послевоенного города ходят безрукие и безногие немецкие пленные; грозит расправой злой Адрахне со шрамом в пол-лица; в деревенский водоем, по дну которого плывет герой, бросается дьявольски страшное чудовище. Но все неприятности — благо мультфильм все-таки не фильм ужасов — оборачиваются чем-то добрым, а иногда бесподобно комичным, как в сцене, где старый дед разгоняет грозу огромным фаллосом, сложенным из пушечных ядер с трубой.

Сентиментальность и комедийность прекрасно оттеняют грузинские народные песни, вальсы, марши, иногда сочинения Йозефа Гайдна — музыка подобрана так, что хочется верить в запланированный выпуск отдельного саундтрека к мультфильму. Специально для нового и первого в карьере и 81-летнего Резо, и 48-летнего Лео анимационного фильма национальную потешку «Знаешь, мама, где я был?» даже переделали в песенку, ведь ее художник напевал с детства. «Не важно, — сказал в конце режиссер, — что в этих историях правда, а что — вымысел. Плохое в конце концов забывается, а хорошее остается с нами навсегда». Стоит добавить: особенно то хорошее, которое мы пережили маленькими.

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
Сезон смены директоров
Музейный год начался с перестановок, которые посыпались одна за другой как из рога изобилия. Всего за неделю шесть российских музеев получили новых директоров. У каждого снятия и назначения своя подоплека, но есть и общее
24.01.2025
Сезон смены директоров
3
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
4
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
5
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
6
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
7
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+