Соглашение о сотрудничестве в сфере культуры и туризма на ближайшие десять лет подписали в Париже французский министр иностранных дел Жан-Ив Ле Дриан и глава Королевской комиссии по делам города Аль-Ула принц Бадр бин Абдулла бин Мохаммед бин Фархан аль-Сауд в присутствии президента Франции Эмманюэля Макрона и наследного принца Саудовской Аравии Мохаммеда бин Салмана аль-Сауда. Этот договор, названный саудовскими СМИ «историческим», предоставляет Франции исключительную роль в реализации нового культурного проекта.
Идея открыть часть провинции Медина (там находится Мекка, религиозный центр исламского мира) для заграничных туристов впервые прозвучала в ноябре 2017 года, вскоре после того, как наследный принц Мохаммед бин Салман аль-Сауд объявил о планах построить на границе с Египтом и Иорданией хай-тек-мегагород Неом стоимостью $500 млрд.
Прежде окрестности города Аль-Ула, входящего в провинцию Медина, были почти закрыты для туристов, и лишь немногие получали разрешение на их посещение. Здесь, на северо-западе Саудовской Аравии, находятся живописные каньоны и, главное, каменные гробницы археологического комплекса Мадаин-Салих (или Аль-Хиджр), в 2008 году вошедшего в список всемирного наследия ЮНЕСКО. В древности этот город, служивший центром караванной торговли, носил название Хегра и входил в состав Набатейского царства, столица которого Петра расположена в 550 км к северу на территории современной Иордании. Археологический комплекс Мадаин-Салих также включает памятники культуры лихианитов и периода римского владычества.
«В Саудовской Аравии отсутствует индустрия туризма, — писала в 2013 году редакционный директор The Art Newspaper Анна Сомерс Кокс, одна из немногих европейцев, побывавших в Мадаин-Салих. — Для того чтобы попасть в страну, нужно специальное разрешение плюс дополнительное разрешение, чтобы путешествовать по ней, в особенности если вы женщина».
То, что Мадаин-Салих сохранился до наших дней, — настоящее чудо. Местная легенда гласит, что всех его жителей поразила внезапная смерть после того, как они отказались принять монотеизм, который проповедовал пророк Салих (упоминающийся в Коране), и убили священную верблюдицу. Считается, что в руинах города поселились джинны, и еще недавно, когда влияние идеологов ваххабизма было очень велико, городу не раз грозило уничтожение.
«Некоторые до сих пор не желают видеть иностранцев на территории страны — несколько лет назад члены „Аль-Каиды“ убили четырех путешественников из Франции, — рассказывает Анна Сомерс Кокс. — Голова одного из моих сопровождающих была покрыта изысканной белой тканью с вышивкой “Givenchy” по краю. Я сделала ему комплимент, и в ответ он рассказал, что купил ее на Риджент-стрит, когда изучал туристический бизнес в Лондоне. То есть интерес к развитию туризма возник еще до проекта Мохаммеда бин Салмана аль-Сауда. Но понадобились решимость принца не оглядываться на фундаменталистское духовенство и искусная культурная дипломатия Франции, чтобы появилась возможность составить конкретный план воплощения этой идеи».
В обсуждении условий соглашения между Францией и Саудовской Аравией принимал участие специальный посланник Эмманюэля Макрона Жерар Местралле, возглавляющий группу Engie, которая уже инвестирует в системы энерго- и водоснабжения арабской страны. Его помощником был Дидье Селль, в 2007 году заключивший с ОАЭ миллиардное соглашение о строительстве Лувра — Абу-Даби. По данным французского дипломатического источника, одна только сумма вознаграждения по договору — «в знак признания значения Франции как ведущего мирового центра туризма и культуры» — может составить несколько миллиардов евро. Президент Макрон собирается направить эти средства на финансирование французских памятников и музеев.
Подготовка к работе уже началась. До середины мая планируется назначить членов объединенной комиссии и выбрать предприятия для разработки мастер-планов во всех сферах, включая культуру, туристическую инфраструктуру, управление природными ресурсами, образование, специальное обучение, транспорт и городское планирование. По данным The Art Newspaper, Саудовская Аравия пообещала заключить большинство контрактов с французскими институциями и компаниями, к работе по превращению Аль-Улы в «образцовое туристическое направление» будет привлечено более 20 французских культурных, научных и образовательных организаций.
Уже заключено €150-миллионное соглашение с Forum Campus France (сотрудничающим с 350 университетами и исследовательскими центрами), который будет принимать студентов из Саудовской Аравии начиная с этой осени. Ведущими партнерами в культурной части программы с французской стороны станут Лувр, Национальный музей искусства Азии — Музей Гиме и Региональная археологическая служба Франции. В Аль-Уле откроют Французский институт, а парижский Институт арабского мира проведет в следующем году выставку, посвященную культуре оазисов.
Франция поможет организовывать раскопки на всей территории региона, вести работы по защите гробниц и храмов, а также открыть археологический музей. Представители Саудовской Аравии говорят, что это будет «музей и исследовательский центр мирового класса», посвященный истории Аравийского полуострова. По данным саудовского источника, музей будет вдвое или втрое больше Лувра — Абу-Даби, а его ежегодный бюджет на приобретения составит $100 млн.
Соглашение также предполагает поддержку образования, местной торговли и земледелия. Программа будет составлена в соответствии с нормами ЮНЕСКО и с учетом необходимости «заботиться об окружающей среде, естественном ландшафте и культурном наследии».
Последствия внедрения этой программы затронут самые разные сферы. Так, доисламские культуры, давно являющиеся проблемной темой в консервативных мусульманских кругах, отныне официально признаны важной частью наследия страны. Франция поможет подготовить правовую базу для выведения региона Аль-Улы из-под действия некоторых законов и правил королевства. «Основанная на самых эффективных нормах», эта система будет соответствовать требованиям «международного обмена и туризма», а это подразумевает, что бассейны, кинотеатры и другие развлекательные заведения будут открыты как для мужчин, так и для женщин. Наследный принц уже объявил, что аналогичные принципы будут введены в действие и в будущем городе Неом.