18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Бывший соцлагерь вновь объединился в Голландии

№62
Материал из газеты

Стеделейк-музей показывает свою коллекцию советского и не очень искусства

Стеделейк вспоминает замечательную главу в своей сравнительно недавней истории. В начале 1990-х, вскоре после горбачевской перестройки, музей провел несколько выставок, посвященных современному искусству из стран Восточной Европы, их результатом стало приобретение и получение в дар большого числа произведений. С тех пор прошло 20 лет, и часть этих работ вошла в состав нынешней выставки. Для показа отобраны произведения 40 художников из бывшего СССР, Польши, Румынии, Словакии и Чехии, созданные в 1975–2010 годах. Название выставки — Свобода есть осознанная необходимость — позаимствовано у картины соц-артиста Леонида Ламма «Адам и Ева: свобода как осознанная необходимость» (1974–1984), на которой под известной цитатой из трудов Энгельса первородные люди с колодкой на шее мечтают о райском саде. Ламм жестко иронизирует над понятием «свобода» при социализме, но выбор именно таких персонажей говорит об универсальности темы.

Картина Олега Целкова «Двое с вилками» изображает пару гигантских чудовищных и невыразительных фигур. Двое мужчин стали метафорой потери человеком индивидуальности в советском обществе. Борис Михайлов представлен своей знаменитой скандальной фотосерией «История болезни», главными персонажами которой стали бомжи его родного Харькова. В «Коллекционере трофеев» чеха Милана Кунца олень как предмет естественной охоты несет на ветвистых рогах все мечты развитого социализма: от банки «колы» и нижнего белья до автомобиля и гарантированно действующего завода — как символы охоты противоестественной.

На выставке встретились также видео радикальных перформансов румына Иона Григореску и польки Софьи Кулик с псевдогламурными живописными «Тритонами» русских неоакадемистов Олега Маслова и Виктора Кузнецова. А фильмы некрореалиста Евгения Юфита и социальные фото словачки Люции Нимцовой — с плакатом Людмилы Тарасовой «Мы покоряем пространство и время», сделанным в 1983 году. Звездная пара в открытом космосе — прямой антипод антиутопии Ламма про Адама и Еву. 

Стеделейк-музей
Свобода есть осознанная необходимость
До 12 августа

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
4
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
5
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Победители в номинациях «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года» станут известны на церемонии в Москве 23 апреля. Тогда же вручат награду Василию Бычкову, лауреату в номинации «Личный вклад»
31.03.2025
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
6
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
7
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+