18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Метаморфозы бесстрашной бабочки

№63
Материал из газеты

Натуралистка и художница Мария Сибилла Мериан — женщина, отвоевавшая себе место в мужском мире и сделавшая состояние на коллекции насекомых

Сразу две вышедшие в прошлом году книги посвящены немецкой художнице и энтомологу Марии Сибилле Мериан (1647–1717). Это неудивительно, ведь Мериан — одна из самых выдающихся личностей в истории науки. Женщина в мире мужчин, она уже в 13 лет изучала гусениц, а у отца и отчима училась рисовать. Увлечение гусеницами заставило ее даже отправиться в джунгли Суринама, где Мериан собрала бесценную коллекцию насекомых. Благодаря этому занятию она обрела влиятельных друзей и состояние, в конце жизни обосновавшись в Амстердаме вместе с двумя дочерьми, тоже ставшими художницами.

Мериан опубликовала пять прекрасных книг о цветах и метаморфозах бабочек в те времена, когда большинство людей полагали, что бабочки появляются из разлагающихся гусениц. Но прогрессисткой она не стала: отстаивая интересы женщин в искусстве и науке, Мериан защищала главным образом себя. В течение пяти лет она жила в радикальной религиозной общине лабадистов (французских пиетистов), испытывавших большую неприязнь к независимым женщинам, а в Суринаме использовала труд рабов.

Несмотря на то что обычно она работала на бумаге, ее фирменным знаком считаются акварели на прозрачном пергаменте, придающем особый блеск цветам и насекомым. Мериан разработала новый способ их изображения, используя стоп-кадр и запечатлевая разные фазы развития. Интересуясь симбиозом растительного и животного мира, она зарисовывала растения, которыми питались и на которых жили насекомые, причем насекомые на ее рисунках всегда представали в натуральную величину, а размер растений иногда уменьшался, чтобы поместиться на странице. В книге Карин Грабовски этот микрокосмический мир назван «экосистемой», он поразительно живой, подобен миниатюрной исторической картине. К тому же Мериан не была чужда эстетика — порой она превращала некрасивые растения в более привлекательные для зрителей. Книга Грабовски начинается с живо написанной биографии художницы. В дополнение к ней полностью опубликовано собрание из 124 подготовительных акварелей, которые были приобретены Петром I и хранятся сейчас в Академии наук в Санкт-Петербурге. Есть там и другие картины и гравюры. Кроме того, в монографии Грабовски впервые последовательно отделены произведения матери от работ ее дочерей Йоханны Хелены и Доротеи Марии. Неудивительно, что эта монография уже считается главным справочным изданием по творчеству Мериан. Единственное замечание к ней — иллюстрации сделаны с факсимильного издания 1974 года, поэтому яркие краски оригиналов Мериан выглядят потускневшими, а детали, которые с таким трудом разглядела Грабовски, размыты.

Впрочем, восполнить упущенное можно, обратившись к каталогу выставки, прошедшей в Берлинском гравюрном кабинете. Он называется Maria Sibylla Merian und die Tradition des Blumenbildes von der Renaissance bis zur Romantik («Мария Сибилла Мериан и традиция изображения цветов от эпохи Возрождения до периода романтизма»), творчество художницы рассматривается здесь в широком контексте. Возможно, даже слишком широком: при наличии 13 авторов изданию явно не хватает связности исследования Грабовски. Мериан посвящены лишь четыре главы. В других же исследуются самые разные темы — от позднесредневековых религиозных книг, благодаря которым возникла традиция изображения растений, новаторских картин на тему природы Альбрехта Дюрера и Мартина Шонгауэра до влияния гербариев на немецкий романтический пейзаж. Мы видим, какое воздействие на творчество Мериан оказал основатель школы натюрморта Георг Флегель, учитель ее отчима, а также художник Георг Хофнагель, чьи работы она копировала еще девочкой. Две замечательные главы посвящены книгам о растениях, заказчиками которых были именитые коллекционеры, стремившиеся увековечить свои сады. В первой из них — монументальном труде Базиля Беслера Hortus Eystettensis («Сад в Айхштетте», 1613) — содержатся вручную раскрашенные гравюры растений из сада князя-епископа Айхштетта. Во второй, под названием Nassau-Idstein Florilegium («Нассау-Идштайнский каталог цветов», 1650–1660-е), Иоганном Вальтером по заказу Иоганна фон Нассау на пергаменте изображены растения из уникального сада  в замке Идштайн близ Франкфурта. В обеих книгах есть живость и острота наблюдения Мериан, но нет ее научного подхода. После этого каталога мы иначе смотрим на ее творчество, распознавая условности, которым она следовала и которые преодолевала.

Стоит упомянуть, что работы Мериан представлены еще в одной книге, вышедшей в прошлом году. В Visual Voyages («Визуальные путешествия») собраны изображения 150 картин, гравюр, книг и предметов. Эти иллюстрации демонстрируют, как европейцы, коренное население обеих Америк и люди, ассимилировавшиеся в Новом Свете, изображали тамошнюю природу. Хронологический охват — от Колумба до Дарвина. Две акварели Мериан из Королевской коллекции смотрятся здесь поистине великолепно. 

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
3
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
4
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
5
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
6
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
7
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Победители в номинациях «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года» станут известны на церемонии в Москве 23 апреля. Тогда же вручат награду Василию Бычкову, лауреату в номинации «Личный вклад»
31.03.2025
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+