18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Метаморфозы бесстрашной бабочки

№63
Материал из газеты

Натуралистка и художница Мария Сибилла Мериан — женщина, отвоевавшая себе место в мужском мире и сделавшая состояние на коллекции насекомых

Сразу две вышедшие в прошлом году книги посвящены немецкой художнице и энтомологу Марии Сибилле Мериан (1647–1717). Это неудивительно, ведь Мериан — одна из самых выдающихся личностей в истории науки. Женщина в мире мужчин, она уже в 13 лет изучала гусениц, а у отца и отчима училась рисовать. Увлечение гусеницами заставило ее даже отправиться в джунгли Суринама, где Мериан собрала бесценную коллекцию насекомых. Благодаря этому занятию она обрела влиятельных друзей и состояние, в конце жизни обосновавшись в Амстердаме вместе с двумя дочерьми, тоже ставшими художницами.

Мериан опубликовала пять прекрасных книг о цветах и метаморфозах бабочек в те времена, когда большинство людей полагали, что бабочки появляются из разлагающихся гусениц. Но прогрессисткой она не стала: отстаивая интересы женщин в искусстве и науке, Мериан защищала главным образом себя. В течение пяти лет она жила в радикальной религиозной общине лабадистов (французских пиетистов), испытывавших большую неприязнь к независимым женщинам, а в Суринаме использовала труд рабов.

Несмотря на то что обычно она работала на бумаге, ее фирменным знаком считаются акварели на прозрачном пергаменте, придающем особый блеск цветам и насекомым. Мериан разработала новый способ их изображения, используя стоп-кадр и запечатлевая разные фазы развития. Интересуясь симбиозом растительного и животного мира, она зарисовывала растения, которыми питались и на которых жили насекомые, причем насекомые на ее рисунках всегда представали в натуральную величину, а размер растений иногда уменьшался, чтобы поместиться на странице. В книге Карин Грабовски этот микрокосмический мир назван «экосистемой», он поразительно живой, подобен миниатюрной исторической картине. К тому же Мериан не была чужда эстетика — порой она превращала некрасивые растения в более привлекательные для зрителей. Книга Грабовски начинается с живо написанной биографии художницы. В дополнение к ней полностью опубликовано собрание из 124 подготовительных акварелей, которые были приобретены Петром I и хранятся сейчас в Академии наук в Санкт-Петербурге. Есть там и другие картины и гравюры. Кроме того, в монографии Грабовски впервые последовательно отделены произведения матери от работ ее дочерей Йоханны Хелены и Доротеи Марии. Неудивительно, что эта монография уже считается главным справочным изданием по творчеству Мериан. Единственное замечание к ней — иллюстрации сделаны с факсимильного издания 1974 года, поэтому яркие краски оригиналов Мериан выглядят потускневшими, а детали, которые с таким трудом разглядела Грабовски, размыты.

Впрочем, восполнить упущенное можно, обратившись к каталогу выставки, прошедшей в Берлинском гравюрном кабинете. Он называется Maria Sibylla Merian und die Tradition des Blumenbildes von der Renaissance bis zur Romantik («Мария Сибилла Мериан и традиция изображения цветов от эпохи Возрождения до периода романтизма»), творчество художницы рассматривается здесь в широком контексте. Возможно, даже слишком широком: при наличии 13 авторов изданию явно не хватает связности исследования Грабовски. Мериан посвящены лишь четыре главы. В других же исследуются самые разные темы — от позднесредневековых религиозных книг, благодаря которым возникла традиция изображения растений, новаторских картин на тему природы Альбрехта Дюрера и Мартина Шонгауэра до влияния гербариев на немецкий романтический пейзаж. Мы видим, какое воздействие на творчество Мериан оказал основатель школы натюрморта Георг Флегель, учитель ее отчима, а также художник Георг Хофнагель, чьи работы она копировала еще девочкой. Две замечательные главы посвящены книгам о растениях, заказчиками которых были именитые коллекционеры, стремившиеся увековечить свои сады. В первой из них — монументальном труде Базиля Беслера Hortus Eystettensis («Сад в Айхштетте», 1613) — содержатся вручную раскрашенные гравюры растений из сада князя-епископа Айхштетта. Во второй, под названием Nassau-Idstein Florilegium («Нассау-Идштайнский каталог цветов», 1650–1660-е), Иоганном Вальтером по заказу Иоганна фон Нассау на пергаменте изображены растения из уникального сада  в замке Идштайн близ Франкфурта. В обеих книгах есть живость и острота наблюдения Мериан, но нет ее научного подхода. После этого каталога мы иначе смотрим на ее творчество, распознавая условности, которым она следовала и которые преодолевала.

Стоит упомянуть, что работы Мериан представлены еще в одной книге, вышедшей в прошлом году. В Visual Voyages («Визуальные путешествия») собраны изображения 150 картин, гравюр, книг и предметов. Эти иллюстрации демонстрируют, как европейцы, коренное население обеих Америк и люди, ассимилировавшиеся в Новом Свете, изображали тамошнюю природу. Хронологический охват — от Колумба до Дарвина. Две акварели Мериан из Королевской коллекции смотрятся здесь поистине великолепно. 

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Рыбинск: что скрывается за вывеской
Как советский «почтовый ящик» превратился в магнит для туристов и кинематографистов
28.02.2025
Рыбинск: что скрывается за вывеской
5
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
6
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
7
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+