В Центре Помпиду с 26 мая заработает необычный проект «Вас обманывали, на самом деле все иначе» арт-дуэта Recycle Group, чьи выставки проходили в Европе и США. С помощью мобильного приложения Recycle Group художники Андрей Блохин и Георгий Кузнецов предлагают по-новому взглянуть на 18 произведений из постоянной коллекции парижского музея.
На экране смартфонов произведения Джозефа Кошута, Георга Базелица, Мишеля Журниака и других художников исказятся и дополнятся новыми элементами, демонстрирующими, как воспринимает искусство цифровая система. Первые версии проекта уже можно было видеть на выставке в павильоне России на Венецианской биеннале в прошлом году и на выставке в ГМИИ им. А.С.Пушкина.
Сейчас в иконической работе Кошута «Один и три стула» по соседству с реальным стулом появятся три идентичные копии. Полотно Базелица Bildübereins перекроет большой баннер со статистикой уникальных просмотров картины за сутки. Серия фотографий позирующего в образе девушки Журниака «24 часа из жизни обыкновенной женщины» приобретет феминистский подтекст: алгоритм приложения проанализирует позы и покажет онлайн-магазины одежды, для каталогов которых почти аналогично снялись современные манекенщицы.
В проекте почти нет инсталляций и скульптур: плоские изображения было проще считывать цифровому алгоритму, который, как говорят художники, полностью заменил кураторов. В сущности, он заменил и самих художников. Выбирая произведения для проекта, система основывалась на статистике посещаемости, совпадении фрагментов произведений в Сети, последствий физического старения используемых материалов, составе цвета. Эмоциональный фактор при этом полностью исключался.
«После проекта Blocked Content в павильоне России на Венецианской биеннале в 2017 году мы продолжаем размышлять о новой когнитивности. Мы сравниваем самые разные параметры, чтобы понять их корреляцию с миром как постоянно наполняющимся архивом. Информация остается информацией, пока она может быть считанной и расшифрованной. Вопрос в том, какая форма разума расшифровывает информацию и что она в ней видит», — поделился замыслом с TANR Андрей Блохин.
Новый проект целиком виртуален, и — на что особенно акцентируют внимание художники — его невозможно музеефицировать. «Не важно, исходила ли инициатива создания проекта от музея или нет. Такой проект просто существует. Его не запретить, не убрать и не отнести в хранилище», — подчеркивают создатели.