18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Владимир Мединский: вклад в искусство

№63
Материал из газеты

В процессе смены правительства вспоминаем о главных событиях, случившихся за шесть лет пребывания Владимира Мединского на посту министра культуры РФ

7 мая Владимир Путин официально вступил в должность президента РФ, и в этот же день, согласно Конституции, правительство страны в полном составе сложило свои полномочия. Нет сомнений, что за формальной процедурой последуют более или менее существенные кадровые перестановки. Для культурного сообщества, разумеется, интерес представляет фигура нового главы соответствующего ведомства. Сохранит ли свой пост Владимир Мединский или следует ожидать другого назначенца?

Замену, конечно, исключать нельзя. Хотя бы потому, что Мединский пребывает в министерской должности с мая 2012-го, то есть уже шесть лет — дольше, чем кто-либо из его предшественников. Помимо административного долгожительства, можно отыскать и другие поводы для ротации, было бы желание. Министерство сотрясалось от череды коррупционных скандалов, главным образом связанных с освоением бюджетов на реставрацию тех или иных архитектурных объектов. По заведенным уголовным делам различные сроки заключения, реального или условного, получили несколько высокопоставленных сотрудников Минкульта, в том числе заместитель министра Григорий Пирумов.

Впрочем, если это обстоятельство тогда не послужило поводом для отставки Мединского, то вовсе не факт, что оно и теперь может иметь решающее значение. Тем более не слишком высока вероятность, что на карьеру Владимира Ростиславовича как-то повлияют обвинения в ненаучности его докторской диссертации: судя по всему, этот инцидент признан полностью исчерпанным и оставлен в прошлом.

Итоги его руководящей деятельности подвести не очень просто — хотя бы из-за того, что и страна в целом за минувшие годы изрядно изменилась. Одно можно утверждать с уверенностью: роль Мединского в ходе упомянутых изменений была вполне сообразна общей драматургии. В частности, то, как стремительно взаимная настороженность нового министра и либерально настроенной интеллигенции переросла во взаимную же неприязнь, а отсюда в откровенную и нескрываемую нелюбовь, воспринимается в качестве неотъемлемой характеристики этой роли. Ставку Владимир Ростиславович сделал на других людей. Достаточно вспомнить, в какой степени выросло влияние Российского военно-исторического общества (РВИО), возглавляемого непосредственно Мединским. В определенном смысле символом такого влияния стали памятник князю Владимиру у Кремля и Аллея правителей, открытая в Москве почти год назад под эгидой РВИО и его председателя.

На кадровую политику министра влияли соображения эффективности. Яркие тому примеры, если говорить о музейной сфере, — по-своему знаковые назначения в двух крупнейших институциях: Государственную Третьяковскую галерею возглавила Зельфира Трегулова, а Государственный музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина — Марина Лошак. Оптимизацией объяснялась и участь Государственного центра современного искусства (ГЦСИ) — его слили с РОСИЗО, прежнее руководство и ряд ключевых сотрудников покинули институцию. Попутно поменялись стратегия развития и выставочная политика. Если удастся когда-нибудь довести до реализации многострадальный проект нового здания ГЦСИ на Ходынском поле (последняя из версий насчет завершения строительства — 2022 год), то не очень понятно, что и каким образом там собираются предъявлять публике. Дискуссии об этом велись и при Михаиле Миндлине, прежнем директоре ГЦСИ, и при Сергее Перове, нынешнем руководителе РОСИЗО — ГЦСИ. А буквально на днях стало известно, что Министерство культуры РФ перестало выделять средства на капитальный ремонт здания ГЦСИ во Владикавказе и его намерены забрать республиканские власти для каких-то собственных нужд.

Тем не менее с музейным строительством в целом дела обстояли и обстоят не так уж скверно, по крайней мере в столицах. Как раз совпало, впрочем, что именно при Мединском активизировались «частники» (открылись Музей Фаберже, Музей AZ, Музей современного искусства «Гараж», Музей русского импрессионизма, Институт русского реалистического искусства), но и государство все же не забывало напоминать о себе. Было введено в строй здание Главного штаба Государственного Эрмитажа, продолжаются работы в эрмитажном фондохранилище «Старая Деревня». Пусть с отставанием от графика, но все-таки постепенно строится музейный городок вокруг ГМИИ. Теперь вот еще Новая Третьяковка замахнулась на грандиозную реконструкцию по проекту Рема Колхаса, в добавок к строящемуся новому корпусу в Лаврушинском.

В условиях, когда бюджетные деньги на культуру выделяются по старинному, еще советскому «остаточному принципу», любой министр вынужден расставлять приоритеты: кому расти и шириться, а кому сидеть на завалинке и ждать лучших времен. Если в ситуации с кинопроизводством Минкультуры свои установки огласило публично (господдержка подразумевает лояльность и «общественную пользу»), то в области изобразительных искусств и музейного дела никаких ясных  директив пока не звучало. Ориентироваться можно разве что на глубокое удовлетворение министра от «очереди на Серова» и вдвое выросшей за время его работы музейной посещаемости.

Существуют, впрочем, сферы, где всякий поймет: государство готово самоустраниться под определенные обязательства бизнеса. Буквально месяц назад на сайте TANR мы писали: «На встрече с участниками Ассоциации владельцев исторических усадеб министр культуры РФ Владимир Мединский впервые вслух сказал о том, что и так давно было ясно: все усадьбы, кроме музеев, необходимо отдать в частные руки — в аренду или продать. Причина тому — отсутствие у государства какой бы то ни было возможности финансовых вливаний в этот сектор».

Вот по такой сложной траектории и двигался на протяжении шести лет министр культуры Мединский. В нее вписываются совершенно разные события, будь то дело «Седьмой студии» Кирилла Серебренникова, подвешенный сюжет с возвращением из Голландии крымского «золота скифов» или же вывод ряда образовательных учреждений из ведения Российской академии художеств.

Желание упорядочить ведомственные дела традиционно подрывается то внутренними обстоятельствами, то внешними силами, а то и загадочным, никем не контролируемым Провидением. Ни на кого нельзя положиться — что-то вроде этого. Любопытно, как же будет с этим всем справляться новый руководитель ведомства? Если новый, конечно.

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+