18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

В Москве наконец отреставрируют Северный речной вокзал

№63
Материал из газеты

Единая концепция включает обновление причальной территории, благоустройство прилегающего парка и реставрацию самого здания — памятника культурного наследия. Именно постройка в стиле сталинский ампир станет ключевой в обновленном ансамбле

Порт пяти морей

Северный речной вокзал, один из двух столичных портов, был построен одновременно с каналом имени Москвы (Москва — Волга), амбициозным проектом 1930-х годов. В отличие от Южного вокзала, Северный стал фактически речными воротами столицы: именно отсюда суда могли через Волгу и Дон добраться до Белого, Балтийского, Черного, Азовского и Каспийского морей. Строили вокзал почти пять лет по проекту Алексея Рухлядева и Владимира Кринского.

«Уникальность здания прежде всего в том, что это наглядная иллюстрация так называемого освоения классического наследия, или соцреализма в архитектуре, — рассказывает архитектор, специалист по советской архитектуре 1930–1950-х годов Борис Кондаков. — Сооружение сдавалось летом 1937-го, в это же время проходил Первый съезд советских архитекторов, на котором было объявлено о полной победе над формализмом. Тем не менее здание несет в себе черты архитектуры авангарда, и прежде всего рационализма». 

Вокзал напоминает огромный пароход: три яруса открытых веранд символизируют палубы, центральная башня с высоким шпилем — трубу. Фасады, смотрящие на набережную и парк, решены по-разному: к реке ведет широкая гранитная лестница, в парк смотрит центральный трехарочный вход. «Вокзал встроен в рельеф и стягивает на себя пространство, — продолжает Кондаков. — Это в полной мере можно почувствовать, если попасть внутрь, пройдя череду анфилад. Объем прозрачен, у него нет ни одного сплошного фасада, все здание опоясано галереями».

В ту пору Северный речной вокзал стал одним из символов новой Москвы. «Канал можно ставить в один ряд с ансамблем московского метро первых двух очередей, оба строились во вторую пятилетку, — отмечает Кондаков. — В этих транспортных ансамблях очень хорошо отразился дух времени: поэтика транспорта, текучие линии ар-деко, применение дорогих материалов для создания ощущения роскоши. Как и в метро, по мере строительства канала возрастала степень декоративизма. Северный речной вокзал — это своеобразная станция „Маяковская“. Несмотря на плачевное состояние, здание сохранило высокую степень аутентичности, большинство элементов удалось сохранить».

В 1990–2000-е снижение объема пассажироперевозок привело к передаче здания в аренду коммерческим фирмам и началу запустения, хотя статус памятника архитектуры ему был присвоен еще в 1987 году. В 2010-м здание закрыли по причине аварийного состояния. Отваливающиеся куски фасада, ободранные колонны, протекающая крыша, деревья и кусты на балконах — только малая, видимая часть разрушений. В 2016-м вокзал наконец был передан из федеральной собственности на баланс столицы, и появилась надежда на реставрацию.

По прежнему образцу

Сейчас здание передано в ведение ГУП «Мосгортранс» для реставрации и восстановления его основной функции — обслуживания пассажиров речного транспорта. Как рассказал представитель филиала ГУП «Мосгортранс» Сергей Галкин, вокзал подготовлен к проведению работ: он закрыт и охраняется, в помещении наведен порядок, работает отопление. «За 80 лет использования ремонта в здании не проводилось. Длительный срок эксплуатации и факторы природного характера привели к тому, что отдельные элементы находятся в аварийном состоянии. Инженерные сети требуют полной замены, — поясняет Галкин. — Все это будет выполнено в процессе реставрации. Научно-проектная документация сейчас готовится к прохождению государственной экспертизы». В прошлом году Департамент культурного наследия города Москвы утвердил охранное обязательство, которое отразилось и на проекте реставрации. По словам руководителя департамента Алексея Емельянова, Мосгорнаследие этот проект согласовало. Планируется, что реставрация начнется уже в этом году. На первом ее этапе будут преобладать именно противоаварийные работы. 

Изначально здание имело несколько особенных элементов, которые теперь решено восстановить. Шпиль был снабжен телескопическим механизмом, который поднимал и опускал звезду, венчающую строение. Выполненная из стали и позолоченной меди и украшенная самоцветами, она была снята со Спасской башни в 1937 году, когда ее заменили на рубиновую. Сейчас многие камни утеряны, механизм не работает. Часы на башне тоже непростые, их доставили с колокольни Воскресенского собора Волоколамска, закрытого в начале 1930-х (куранты датируют XVIII веком). 

Еще упомянем майоликовые тондо на фасадах, созданные Натальей Данько. Выполненные вручную полутораметровые панно отражали главные достижения эпохи: строительство Дворца Советов и московского метро, освоение Северного полюса и сооружение гидроэлектростанций, появление новых моделей паровозов и дирижаблей. Майолики частично повреждены. «Основная задача реставрации — максимально сохранить и оставить на местах то подлинное, что есть: настенные росписи, светильники, архитектурный декор, — говорит Сергей Галкин. — Утраченные элементы будут   изготовлены заново из тех же материалов (допустим, из природного камня, привезенного из тех же мест, что и в 1930-е). Более поздние элементы будут заменены аналогами первоначальных. Сохранились документы, чертежи, рисунки, фотографии 1930-х годов, по которым можно полностью воссоздать первоначальный облик здания». 

Естественный навигационный период на Москва-реке традиционно длится с конца апреля до начала ноября, и зимой вокзал работал ограниченно. Теперь он будет открыт круглый год как туристический и культурный объект; его включат в структуру городских экскурсионных маршрутов. Проект предусматривает размещение экспозиции об истории создания канала имени Москвы и Северного речного вокзала. 

Сейчас разрабатывается единая концепция благоустройства и развития причальной территории, привокзальной площади, парка. Пока причальная территория принадлежит каналу имени Москвы, парк — музейно-парковому комплексу «Северное Тушино». Единая концепция поможет привести все к общему образу и стилистике. Главным же объектом останется здание вокзала. Реставрацию начнут уже во втором квартале этого года, окончание работ запланировано на 2020 год.  

Самое читаемое:
1
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
Ангелы и демоны, купчихи, монахини, аэропланы и невесомость — все это и многое другое откроется зрителям, которые смогут выкроить день или два из новогодних праздников
27.12.2024
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
2
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
3
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
Накануне нового выставочного года наша редакция традиционно опросила музеи насчет их планов и публикует свой список прогнозов о самых интересных проектах
27.12.2024
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
4
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
Проект «Жили-были. Школа русской сказки» рассматривает, как сказки и их визуальные воплощения проникли в нашу повседневность и стали масскультурой, окружающей нас везде. Удалось ли кураторам найти оригинальный подход к не новой теме?
23.12.2024
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
5
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
6
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
Русский музей подготовил юбилейную выставку, которая демонстрирует: хотя мы знаем Васнецова в первую очередь по сказочным сюжетам, его творчество оказывается многомерным, не поддающимся однозначным определениям
25.12.2024
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
7
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Открывается для посещения Зубовский флигель Екатерининского дворца в музее-заповеднике «Царское Село». Воссоздание убранства личных покоев императрицы, почти целиком утраченного во время Великой Отечественной войны, заняло пять лет
23.12.2024
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+