Северный речной вокзал, один из двух столичных портов, был построен одновременно с каналом имени Москвы (Москва — Волга), амбициозным проектом 1930-х годов. В отличие от Южного вокзала, Северный стал фактически речными воротами столицы: именно отсюда суда могли через Волгу и Дон добраться до Белого, Балтийского, Черного, Азовского и Каспийского морей. Строили вокзал почти пять лет по проекту Алексея Рухлядева и Владимира Кринского.
«Уникальность здания прежде всего в том, что это наглядная иллюстрация так называемого освоения классического наследия, или соцреализма в архитектуре, — рассказывает архитектор, специалист по советской архитектуре 1930–1950-х годов Борис Кондаков. — Сооружение сдавалось летом 1937-го, в это же время проходил Первый съезд советских архитекторов, на котором было объявлено о полной победе над формализмом. Тем не менее здание несет в себе черты архитектуры авангарда, и прежде всего рационализма».
Вокзал напоминает огромный пароход: три яруса открытых веранд символизируют палубы, центральная башня с высоким шпилем — трубу. Фасады, смотрящие на набережную и парк, решены по-разному: к реке ведет широкая гранитная лестница, в парк смотрит центральный трехарочный вход. «Вокзал встроен в рельеф и стягивает на себя пространство, — продолжает Кондаков. — Это в полной мере можно почувствовать, если попасть внутрь, пройдя череду анфилад. Объем прозрачен, у него нет ни одного сплошного фасада, все здание опоясано галереями».
В ту пору Северный речной вокзал стал одним из символов новой Москвы. «Канал можно ставить в один ряд с ансамблем московского метро первых двух очередей, оба строились во вторую пятилетку, — отмечает Кондаков. — В этих транспортных ансамблях очень хорошо отразился дух времени: поэтика транспорта, текучие линии ар-деко, применение дорогих материалов для создания ощущения роскоши. Как и в метро, по мере строительства канала возрастала степень декоративизма. Северный речной вокзал — это своеобразная станция „Маяковская“. Несмотря на плачевное состояние, здание сохранило высокую степень аутентичности, большинство элементов удалось сохранить».
В 1990–2000-е снижение объема пассажироперевозок привело к передаче здания в аренду коммерческим фирмам и началу запустения, хотя статус памятника архитектуры ему был присвоен еще в 1987 году. В 2010-м здание закрыли по причине аварийного состояния. Отваливающиеся куски фасада, ободранные колонны, протекающая крыша, деревья и кусты на балконах — только малая, видимая часть разрушений. В 2016-м вокзал наконец был передан из федеральной собственности на баланс столицы, и появилась надежда на реставрацию.
Сейчас здание передано в ведение ГУП «Мосгортранс» для реставрации и восстановления его основной функции — обслуживания пассажиров речного транспорта. Как рассказал представитель филиала ГУП «Мосгортранс» Сергей Галкин, вокзал подготовлен к проведению работ: он закрыт и охраняется, в помещении наведен порядок, работает отопление. «За 80 лет использования ремонта в здании не проводилось. Длительный срок эксплуатации и факторы природного характера привели к тому, что отдельные элементы находятся в аварийном состоянии. Инженерные сети требуют полной замены, — поясняет Галкин. — Все это будет выполнено в процессе реставрации. Научно-проектная документация сейчас готовится к прохождению государственной экспертизы». В прошлом году Департамент культурного наследия города Москвы утвердил охранное обязательство, которое отразилось и на проекте реставрации. По словам руководителя департамента Алексея Емельянова, Мосгорнаследие этот проект согласовало. Планируется, что реставрация начнется уже в этом году. На первом ее этапе будут преобладать именно противоаварийные работы.
Изначально здание имело несколько особенных элементов, которые теперь решено восстановить. Шпиль был снабжен телескопическим механизмом, который поднимал и опускал звезду, венчающую строение. Выполненная из стали и позолоченной меди и украшенная самоцветами, она была снята со Спасской башни в 1937 году, когда ее заменили на рубиновую. Сейчас многие камни утеряны, механизм не работает. Часы на башне тоже непростые, их доставили с колокольни Воскресенского собора Волоколамска, закрытого в начале 1930-х (куранты датируют XVIII веком).
Еще упомянем майоликовые тондо на фасадах, созданные Натальей Данько. Выполненные вручную полутораметровые панно отражали главные достижения эпохи: строительство Дворца Советов и московского метро, освоение Северного полюса и сооружение гидроэлектростанций, появление новых моделей паровозов и дирижаблей. Майолики частично повреждены. «Основная задача реставрации — максимально сохранить и оставить на местах то подлинное, что есть: настенные росписи, светильники, архитектурный декор, — говорит Сергей Галкин. — Утраченные элементы будут изготовлены заново из тех же материалов (допустим, из природного камня, привезенного из тех же мест, что и в 1930-е). Более поздние элементы будут заменены аналогами первоначальных. Сохранились документы, чертежи, рисунки, фотографии 1930-х годов, по которым можно полностью воссоздать первоначальный облик здания».
Естественный навигационный период на Москва-реке традиционно длится с конца апреля до начала ноября, и зимой вокзал работал ограниченно. Теперь он будет открыт круглый год как туристический и культурный объект; его включат в структуру городских экскурсионных маршрутов. Проект предусматривает размещение экспозиции об истории создания канала имени Москвы и Северного речного вокзала.
Сейчас разрабатывается единая концепция благоустройства и развития причальной территории, привокзальной площади, парка. Пока причальная территория принадлежит каналу имени Москвы, парк — музейно-парковому комплексу «Северное Тушино». Единая концепция поможет привести все к общему образу и стилистике. Главным же объектом останется здание вокзала. Реставрацию начнут уже во втором квартале этого года, окончание работ запланировано на 2020 год.