18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Израиль возобновил поиск конфискованных нацистами произведений искусства и наследников их бывших владельцев

Израильские музеи заставят проверить, нет ли в их коллекциях произведений, принадлежавших жертвам холокоста.

По утверждению компании Hashava, созданной израильским правительством в 2006 году для организации поисков и возврата имущества жертв холокоста их наследникам, музеи Израиля недостаточно усердно искали законных владельцев тех произведений искусства из своих коллекций, что были похищены в период нацизма.

«За исключением Музея Израиля в Иерусалиме, прочие музеи ничего не делали», — заявил руководитель Hashava Израиль Пелег. По его словам, музеи страны хранят сотни произведений искусства и свыше тысячи предметов иудаики, конфискованных у евреев гитлеровцами. Пелег считает, что даже Музей Израиля «должен проявить больше активности в поисках ». Мнение о том, что музеи могут и должны сделать гораздо больше, разделяет и Рональд Лаудер, президент Всемирного еврейского конгресса, штаб-квартира которого находится в Нью-Йорке. «Необходимо потребовать от израильских музеев занять активную позицию в этом вопросе, а исследования провенанса произведений искусства должно финансироваться правительством, — говорит он. — Для Израиля и его музеев пришло время взять на себя обязательство вернуть наследникам произведения искусства, которых они лишились в результате холокоста».

Хранители, но не владельцы

В качестве первого шага представители десяти музеев в январе встретились с компанией Hashava и Министерством культуры Израиля. Ожидается, что в форуме, который Hashava проведет в июне 2014 года, примет участие не менее 200 человек. Два дня из трех будут посвящены обучению премудростям определения происхождения предметов искусства. Министерство культуры попросило музеи предоставить свою оценку стоимости таких исследований. Пелег надеется, что, если проблема вышла на уровень министерств культуры и финансов, деньги на подобные исследования будут выделены. Директор Музея Израиля Джеймс Снайдер заявил: «Мы, безусловно, считаем себя лишь временными хранителями этих работ, а не их владельцами». В 2008 году музей провел выставку «осиротевших произведений искусства», после чего 11 работ были возвращены их законным ладельцам. Снайдер добавил, что в последние 15 с лишним лет музей приложил все усилия, чтобы стать образцовым учреждением, и всегда старается решить споры о собственности в пользу наследников коллекционеров. «Однако в отношении предметов иудаики, поступивших от уничтоженных в период холокоста еврейских общин, у нас другая позиция. Мы считаем, что единство и преемственность еврейских памятников должны быть сохранены, поэтому музей будет бороться за сохранение коллекции иудаики в нынешнем виде». Другие ведущие учреждения культуры Израиля не согласны с утверждением Hashava, что в их коллекциях хранятся похищенные нацистами произведения. Директор Тель- Авивского художественного музея Сюзанна Ландау настаивает на том, что в ее учреждении не было найдено ни одного такого предмета. «Мы не думаем, что можем сделать что-то еще в этом направлении, но у Hashava могут быть другие методы», — добавила она.

«В руках еврейского народа»

«Музеи в Израиле не отличаются от музеев в других странах: они хотят сохранить свои коллекции», — говорит Уэсли Фишер, начальник отдела исследований Конференции по материальным искам евреев к Германии, сотрудничающей с Hashava. Однако вопросы реституции приобретают в Израиле особое значение. «Государство Израиль воспринимается как родина еврейского народа, поэтому похищенное нацистами искусство меньше всего искали именно здесь; считалось, что художественные ценности, находящиеся в израильских музеях, уже оказались в руках еврейского народа», — объясняет он.

После Второй мировой войны конфискованные нацистами произведения искусства, обнаруженные работниками Программы антигитлеровской коалиции по охране и возвращению памятников, произведений искусства и архивов (Monuments Men), были возвращены в страны их происхождения, где и должны были определить, кто владел этими произведениями раньше. В отношении работ, изъятых нацистами у евреев, еврейских общин и организаций, применялась иная практика. «Было решено, что конфискованные у евреев ценности нельзя передавать обратно в те страны, где еврейские общины были практически уничтожены, как и доверять их тем правительствам, что подвергали евреев гонениям», — рассказывает Фишер. Поэтому такими произведениями занималась Еврейская организация наследников реституции ( Jewish Restitution Successor Organisation), которая определяла происхождения предметов кусства и возвращала их законным владельцам. В случае если наследников не было, такие произведения распределяли по музеям согласно следующей формуле: 40% в Израиль, 40% в США и 20% в другие страны.

Израиль Пелег сообщил, что, по данным архивов национального музея «Бецалель» (предшественника Музея Израиля, основанного в 1965 году), было установлено, что 400 картин и 1 тыс. предметов иудаики попали в Израиль именно таким путем.

Возвращение Писсарро

Многие из присвоенных гитлеровцами художественных ценностей были подарены музеям Израиля или приобретены ими в последние десятилетия.

Директор Комиссии по трофейному искусству в Европе Анна Уэббер вела переговоры о реституции некоторых произведений из Музея Израиля, в том числе картины Камиля Писсарро Бульвар Монмартр. Весеннее утро (1897). Работа была передана в дар музею нью-йоркскими филантропами Джоном и Фрэнсис Лёб, а в 1999 году возвращена наследнику Макса Зильберберга, коммерсанта из Бреслау, погибшего в Освенциме. После этого картина находилась во временном пользовании Музея Израиля, пока не была продана на лондонском аукционе Sotheby’s в начале этого года за £19,7 млн.

Медлительность израильских музеев в поисках законных владельцев произведений искусства связана с тем, что «у Израиля есть уверенность, что «мы — сердце еврейского народа», считает Ори Солтес, сотрудник факультета еврейских исследований Джорджтаунского университета. Отсюда и представление израильских музейщиков о том, что у них есть права на ценности, конфискованные у еврейских коллекционеров в период холокоста.
 

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+