18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Позвать варягов

№63
Материал из газеты

Директор Музея современного искусства «Гараж» Антон Белов рассказывает о пользе работы в России иностранных кураторов и архитекторов

Желание быть открытым миру в целом — и другому в особенности — часто ставится под сомнение теми, кто придерживается охранительных убеждений. Однако при детальном анализе этого сомнения (и полученного позитивного опыта) выясняется, что открытые системы, в первую очередь культурные институции, в перспективе становятся более успешными и в итоге более привлекательными для тех, кто пользуется результатами их деятельности.

История «призыва варягов» на нашу художественную ниву не так велика. Как правило, приглашенные кураторы делают в России самостоятельный проект. В 1995 году Дэн Камерон открыл в галерее «Риджина» выставку «О красоте», а вся история Московской биеннале современного искусства — это череда звездных имен, от Ханса Ульриха Обриста до Жан-Юбера Мартена.

Однако ни один наш государственный музей не может похвастать, что в его администрации есть западные сотрудники. Причин этому множество: и отсутствие необходимых средств, и небольшое количество организаций, которые могли бы стать достойной строчкой в резюме, и пресловутый языковой барьер. Так что пока в этой области лидируют частные институции.
Первые годы музея «Гараж» для многих покрыты тайной: тогда всей небольшой московской командой управлял многочисленный штат лондонского офиса, который возглавляла Молли Дент-Броклхерст. Крен был так велик, что в какой-то момент стало понятно, что «Гаражу» нужна новая система управления, имеющая тесные связи с российским художественным сообществом, но от помощи зарубежных профессионалов мы решили не отказываться. Так в нашем музее появились главный куратор Кейт Фаул, куратор Снежана Крыстева и старший редактор Рут Эддисон. И конечно же, нельзя не упомянуть архитекторов Шигеру Бана и Рема Колхаса, создавших для музея выставочные пространства.

Современная история фонда V-A-C начинается с легенды о том, как итальянка Тереза Мавика провела в 2009 году для Леонида Михельсона, основателя фонда, экскурсию по павильону России на Венецианской биеннале. Синьоре Мавике удалось настолько увлечь русского миллиардера актуальным искусством, что он пересмотрел свои взгляды на современность, став уделять внимание самым передовым художественным направлениям. Тереза Мавика возглавила фонд (что повлекло за собой его широкое присутствие на мировой сцене — логотип V-A-C можно найти в каталогах выставок от Венеции до Нью-Йорка) и теперь приглашает на работу global Italians — арт-директором фонда является Франческо Манакорда, ранее работавший в Тейт в Ливерпуле, а реконструкцией ГЭС-2 занимается архитектор Ренцо Пьяно.

К слову, в Италии по предложению министра культуры Дарио Франческини в 2015 году была изменена система управления региональными музеями и объявлен открытый конкурс на замещение вакантных должностей. Так новыми руководителями стали не только итальянцы, но и австрийцы, британцы, немцы, французы. Прошлый, 2017 год Италия закрыла с небывалыми показателями посещаемости музеев: в них побывало более 50 млн человек. Для меня же одним из главных результатов этой реформы стало то, что музейная развеска, не менявшаяся годами, перестала восприниматься как незыблемая данность, а выставочная политика стала куда смелее. 

Конечно, я не призываю к столь радикальному преобразованию кадровой системы российских музеев, но брать на должности кураторов, технических специалистов — вообще людей с иным опытом взаимодействия с искусством — было бы полезно. Подобная открытость позволяет получить в концентрированном виде тот опыт, который другие страны накапливали десятилетиями. 

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
3
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
4
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
5
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
6
Золотые рога из Эрмитажа
Новая рубрика в нашей газете рассказывает о важнейших экспонатах российских музеев и частных собраний. Первым стал так называемый костромской олень VII века до н.э.
21.03.2025
Золотые рога из Эрмитажа
7
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+