18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Петербург может лишиться витражных окон в парадных бывших доходных домов

№63
Материал из газеты

Причина тому — замена старых окон на стеклопакеты и кражи, поэтому власти призывают жильцов исторических домов следить за общим имуществом

Впоследние годы скандальные истории о пропаже витражей в историческом центре города появляются в публичном пространстве с пугающей регулярностью. Сотрудникам петербургского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПиК) известно уже о восьми случаях бесследного исчезновения витражей за три года. И это только те пропажи, о которых сообщили жильцы домов или активисты градозащитного сообщества.

Солнце зашло

Осенью 2017 года в Петербурге разразился очередной скандал: из подъезда дома № 5 на Введенской улице исчез один из самых известных петербургских витражей — «Восход солнца», о чем сообщили жильцы. Он был достопримечательностью Петроградской стороны, но коммунальные службы начали замену старых окон на пластиковые стеклопакеты в рамках городской целевой программы, и витраж пропал. Жильцы сообщили об этом в петербургское отделение ВООПиК и Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП) Правительства Санкт-Петербурга. Но оказалось, что бывший доходный дом не имеет охранного статуса. Найти витраж не удалось еще и потому, что замена окон в подъезде проходила в начале лета, когда большая часть жильцов были на дачах, и до момента объявления тревоги прошло слишком много времени. 

А два года назад на торговой интернет-площадке Avito появилась информация о продаже витражей из дома на Некрасова, 46/27, известного как доходный дом Кумовича. К сожалению, жильцы дома не подали заявления о краже, и следственная проверка не проводилась. Сейчас, согласно данным ВООПиК, по требованию КГИОП прокуратура завела два дела о пропаже витражей. В одном случае это хищение (ч. 1 ст. 158 Уголовного кодекса РФ), в другом — ущерб памятнику (ст. 247). Пока идет следствие, дела в суд еще не переданы.

Разноцветный взгляд на мир

Мода на украшение окон в подъездах цветными витражами особенно распространилась в Петербурге с конца XIX века. К 1917 году в столице работало около 20 витражных мастерских, среди них очень известные, как ателье «М. Франкъ и Ко». Заметный след в украшении петербургских окон оставил рижский мастер Эрнст Фридрих Тоде, среди его лучших работ — окно алтаря католической церкви Святой Екатерины, а также витражи особняков Набоковой и Кельха. Известно, что созданием витражей в то время серьезно увлекался и Николай Рерих. 

Популярность витражей в Петербурге особенно заметно возросла с появлением нового стиля в архитектуре — модерна. К началу XX века декоративными узорными композициями из цветных стекол украшали практически все вновь построенные дома, и вскоре витражи перестали быть предметом роскоши — их можно было встретить не только в особняках, но и в больницах, школах, магазинах, ресторанах, театрах и даже банях. 

Сам себе стекольщик

В 70-е годы XX века Петербург (тогда еще Ленинград) пережил тотальный капитальный ремонт, и значительная часть домов в центре лишилась главных элементов своего декора: каминов, майолик, витражей. Сейчас, по данным градозащитников, в Петербурге насчитывается порядка 300 подлинных витражей в различных зданиях исторического центра. Как рассказал корреспонденту TANR Сергей Васильев, заместитель председателя петербургского отделения ВООПиК, около сотни из них находятся в очень плохом состоянии и требуют реставрации. Но непонятно, кто именно должен ею заниматься: лишь 30 витражей из этого списка находятся под охраной государства.

Иногда сами жильцы берут в свои руки дело спасения старинных красот. Пенсионер Евгений Синицын, бывший сотрудник музея истории города, спас витражи своего дома по Мытнинской улице (к тому моменту в подъезде сохранилось лишь два с половиной исторических витража из пяти). В их доме тоже началась замена деревянных рам на стеклопакеты, и роскошные цветные окна оказались на помойке. Евгений Григорьевич забрал их к себе и сообщил о варварской выходке ремонтников в прессу. Поднялся шум, целый год продолжалось бодание между чиновниками и ЖКС. В конце концов власти заставили ремонтную организацию вернуть витражи. Тогда Синицын потребовал, чтобы жилищники за свой счет сделали на остальные окна в подъезде рамы, совпадающие по размерам и конфигурации с историческими. Он снял копии рисунка и расписал по ним новые окна. Теперь в подъезде можно увидеть одновременно и исторические витражи, и их имитацию.

На просьбу прокомментировать историю с витражами пресс-служба КГИОП сообщила, что 13 марта 2018 года их ведомство провело совещание с представителями районных администраций, Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга и сотрудниками Управления МВД по городу и Ленобласти. Принято решение провести разъяснительную работу с управляющими компаниями о сохранении объектов культурного наследия.

«Я не устаю повторять, что в первую очередь сами жильцы должны быть заинтересованы в сохранении подлинности своего дома, — говорит председатель КГИОП Сергей Макаров. — Витражи и двери придают уникальность историческому зданию, в итоге увеличивают стоимость жилья. К сожалению, как показывает практика, далеко не всем очевидно, что типовые металлические двери и белые пластиковые стеклопакеты уродуют облик зданий». 

Самое читаемое:
1
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
Ангелы и демоны, купчихи, монахини, аэропланы и невесомость — все это и многое другое откроется зрителям, которые смогут выкроить день или два из новогодних праздников
27.12.2024
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
2
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
3
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
Накануне нового выставочного года наша редакция традиционно опросила музеи насчет их планов и публикует свой список прогнозов о самых интересных проектах
27.12.2024
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
4
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
Проект «Жили-были. Школа русской сказки» рассматривает, как сказки и их визуальные воплощения проникли в нашу повседневность и стали масскультурой, окружающей нас везде. Удалось ли кураторам найти оригинальный подход к не новой теме?
23.12.2024
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
5
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
6
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
Русский музей подготовил юбилейную выставку, которая демонстрирует: хотя мы знаем Васнецова в первую очередь по сказочным сюжетам, его творчество оказывается многомерным, не поддающимся однозначным определениям
25.12.2024
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
7
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Открывается для посещения Зубовский флигель Екатерининского дворца в музее-заповеднике «Царское Село». Воссоздание убранства личных покоев императрицы, почти целиком утраченного во время Великой Отечественной войны, заняло пять лет
23.12.2024
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+