Давно было известно о намерениях возобновить ярмарку современного искусства Cosmoscow, которая в первый и последний раз прошла в 2010 году; по разным причинам возрождение проекта откладывалось, но сейчас обновленная концепция ярмарки, назначенной на 18–21 сентября в Манеже, оформилась окончательно. Состав участников пока утверждается; известно, что их будет сравнительно немного, около 30, и эта камерность напоминает прежнюю Cosmoscow. Определиться с экспонентами основательнице Cosmoscow коллекционеру Маргарите Пушкиной помогает присоединившаяся к ней экс-директор Christie’s по развитию бизнеса в России и странах СНГ Сандра Недвецкая, а также участники экспертного совета (организаторы обещают, что назовут ним, что в прошлый раз консультантами проекта, позиционировавшегося как арт-шоу, были галеристы Владимир Овчаренко и Фолькер Диль). При выборе зарубежных галерей внимание уделяется тем, что принимают активное участие в главных международных ярмарках, в частности Art Basel, Frieze, FIAC. «У нас нет задачи пригласить как можно больше участников, сейчас важно сосредоточиться на их качестве, а не числе, соблюсти баланс между интеллектуальным и коммерческим искусством », — объясняет Маргарита Пушкина.
Первая Cosmoscow проходила на «Красном Октябре», в довольно ограниченном пространстве; теперь каждый участник получит достаточно большой стенд (50–60 м2), а, помимо ярмарочных стендов, в Манеже появятся детская и образовательная зоны и разместится специальный проект. В рамках VIP-программы состоится аукцион в пользу фонда «Обнаженные сердца» Натальи Водяновой: она и Антуан Арно, глава бренда Berluti, что входит в структуру принадлежащей его отцу LVMH, и отец ее четвертого ребенка, вошли в совет коллекционеров. Любопытный момент: реанимированная Cosmoscow пройдет аккурат в те же дни, что ярмарка современного искусства «Арт Москва» — эта последняя в прошлом году хоть и меняла свой формат в связи с экономическими сложностями, но удержалась на плаву. Совпадение дат двух ярмарок, которые теперь неминуемо войдут в конфронтацию, Пушкина объясняет случайностью: в конце концов, организаторы Cosmoscow могли рассчитывать только на те даты, что им предложил Манеж. - С. Я.