18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Фонд Пьеро Мандзони уничтожил почти 40 сомнительных работ художника

№63
Материал из газеты

TAN разобралась, что за этим стоит: забота о добром имени мастера или корыстный интерес

Фонд Пьеро Мандзони объявил, что еще в декабре 2017 года уничтожил 39 произведений, в основном картин, приписывавшихся этому художнику. Акту разрушения предшествовали долгие тяжбы: признать работу подделкой и дать разрешение на ее уничтожение в Италии может только суд.

Пьеро Мандзони, умерший в 1963 году в возрасте 29 лет, входит в число самых востребованных на рынке итальянских художников послевоенного времени. В числе его работ — серия монохромных картин-«ахромов», созданных путем погружения холста в жидкий каолин. Цены на них доходили на аукционах до $15 млн. Кроме того, художник известен тем, что поместил в консервные банки собственные экскременты и продавал их по цене золота.

В период с 2000 по 2002 год оперный певец Джузеппе Дзеккилло, знавший художника лично, передал ряд произведений из своей коллекции, в том числе ахромов, на экспертизу в Архив Пьеро Мандзони (ныне — Фонд Пьеро Мандзони). Дзеккилло попросил институцию подтвердить подлинность принадлежавших ему работ и включить их в каталог-резоне, подготовкой которого занимался итальянский куратор Джермано Челант. Однако архив объявил подделками 39 произведений из собрания и подал на коллекционера в суд, чтобы получить официальное разрешение на их уничтожение.

Сначала дело слушалось в гражданском суде. В 2006 году судья, опираясь на результаты графологического анализа подписи художника, объявил, что картины фальшивые, и предписал уничтожить их. Против Дзеккилло сразу же возбудили уголовное дело, его обвинили в том, что он заказал изготовление подделок для продажи. Однако уголовному суду доводы графолога и результаты стилистической экспертизы показались неубедительными. В 2009 году судья сняла с коллекционера все обвинения и постановила, что картины следует вернуть владельцу. Возникла чисто итальянская правовая коллизия: решения двух судов противоречили друг другу. Но в Италии системы гражданского и уголовного судопроизводства работают параллельно, и одно постановление не отменяет другое. 

В 2011 году Джузеппе Дзеккилло умер, и спорные произведения перешли к его сыну Грациано. По-видимому, фонду удалось с ним договориться. (Сам фонд отказался от комментариев на данную тему, а Грациано Дзеккилло написал в электронном письме, что не может обсуждать этот вопрос.) Дзеккилло-младший и Фонд Пьеро Мандзони подали в гражданский суд совместное ходатайство о приведении в исполнение решения 2006 года. Просьба была удовлетворена, и фонд смог уничтожить спорные работы.

Однако с владельцами предполагаемых подделок эта организация судится нередко — на ее счету уже 17 выигранных процессов. Во время слушаний очередного уголовного дела адвокат обвиняемого Лионел Черези заявил, что сотрудники фонда могут быть лично заинтересованы в уничтожении работ художника — поддельных или нет, — чтобы вздуть цены на его произведения из собственных коллекций. С целью подтвердить свои предположения адвокат спросил директора фонда Розалию Паскуалино ди Маринео, кто теперь отвечает за экспертизу, ведь Джермано Челант уже не сотрудничает с институцией. Ди Маринео ответила, что с 2004 года атрибуцию производит она сама вместе с братом и сестрой покойного художника — Эленой и Джузеппе Мандзони ди Кьоска, президента и вице-президента фонда соответственно. По мнению Черези, теперь атрибуцией занимаются люди, «непосредственно заинтересованные» в ее результатах, поскольку они сами являются владельцами произведений Пьеро Мандзони. Он уверен, что фонд «объявляет подделкой любые работы по своему усмотрению, ради собственных целей переписывая целые эпизоды из жизни художника».

На вопрос о том, сколько произведений Пьеро Мандзони находится в собственности фонда, ди Маринео ответила: «Семье принадлежит не очень много работ, и она намерена продавать их как можно меньше». При этом в 2017 году организация начала сотрудничество с одним из крупнейших в мире арт-дилеров — международной галереей Hauser & Wirth. Однако, по словам ди Маринео, цель альянса — не продажа работ, а «распространение информации о художнике». Намерения, безусловно, благие. Остается вопрос: приемлемо ли, когда суды приговаривают произведения искусства к смертной казни? 

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
6
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
Книга Оскара Мартинеса «Пороги» — это сборник занимательных путеводителей по широко известным памятникам. Автор создал череду историко-архитектурных эссе, окрашенных личными впечатлениями и оценками. А выросло это все из лекционного материала
08.11.2024
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
7
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Предыдущая ретроспектива творчества передвижников — всех вместе, а не по одному — проходила больше полувека назад и была как раз передвижной: она путешествовала по нескольким городам СССР. На этот раз, похоже, дело ограничится Москвой
05.11.2024
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+