18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Ретроспектива Франтишека Купки проходит в Гран-пале

№63
Материал из газеты

Подробный академический показ художника должен поставить его в один ряд с другими пионерами абстракции — Василием Кандинским и Казимиром Малевичем

Огромная ретроспектива Франтишека Купки (1871–1957) — самого известного французского художника чешского происхождения, который проложил прямой и логичный путь от венского символизма к космополитической абстракции. В Гран-пале собрано 300 произведений из самых престижных музеев мира, в том числе Центра Помпиду в Париже, Музея Гуггенхайма в Нью-Йорке, Альбертины в Вене, Атенеума в Хельсинки, Национальной галереи в Праге. По словам Маркеты Тейнхардт, сокуратора проекта, историка искусства из Сорбонны, так получилось, что Купка менее известен, чем другие пионеры абстракции — Василий Кандинский и Казимир Малевич. Подробный академический показ художника, начиная с его ранних произведений 1890-х годов до поздних работ 1950-х, должен восполнить этот пробел. Заодно напомнить девиз Купки, который уместен во многих ситуациях и приличествует любому художнику: «Во всех искусствах, когда вы выделите одну вещь, она всегда с самого начала связана и существует из-за наличия другой». 

Купка начинал с картин «Почему мы созданы?» и «Медитации», отсылавших к Ниц­ше и эзотерической философии. Потом была работа иллюстратором-репортером в журналах, которая давала не только заработок, но и свободу мысли. В 1910-е годы художник создает свои первые абстрактные картины «Диски Ньютона. Этюд фигуры в двух цветах» и «Аморфа. Реплика фигуры в двух цветах». В конце 1920-х Купка заинтересовался связью между новым искусством и прогрессом в мире машин и механизмов. Тогда появилась изысканная картина «Fanny Machine: машинерия», которая ближе к конструктивистам. 

В 1931-м Тео ван Дусбург, один из основателей группы De Stijl, пригласил Купку участвовать в создании ассоциации «Абстракция-креация» для поддержки геометрического абстрактного искусства. Купка откликнулся с энтузиазмом, сочинил несколько манифестов, в том числе «Ложь третьего измерения», и создал абстрактные композиции, построенные на взаимодействии черных линий и белого фона.

В последние десятилетия жизни Купка работал над «Серией C» — минималистической линеарной абстракцией, напоминающей одновременно и работы Кандинского, и Мондриана. После показа в Париже выставка осенью 2018 года отправится в Прагу, а весной 2019-го переместится в Хельсинки. 

Гран-пале
Купка. Пионер абстракции
До 30 июля

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
5
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
6
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
В Государственном историческом музее идет выставка «Свояси. Путь современного русского искусства», посвященная поиску архетипических культурных кодов
17.03.2025
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
7
Золотые рога из Эрмитажа
Новая рубрика в нашей газете рассказывает о важнейших экспонатах российских музеев и частных собраний. Первым стал так называемый костромской олень VII века до н.э.
21.03.2025
Золотые рога из Эрмитажа
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+