18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Эрмитаж представил памятники Османской империи по-новому

В обновленной экспозиции собрано около 200 предметов искусства: оружие, ткани, изделия из керамики и металла, мебель и ювелирные украшения

Государственный Эрмитаж обладает обширной и значительной коллекцией предметов турецкого прикладного искусства с территории всей Османской империи, включавшей Балканы, Ближний Восток и Африку. В ходе реконструкции и обновления экспозиции были не только заменены устаревшие витрины, но и изменен сам принцип показа.

«Турция — наш ближайший сосед и традиционный соперник, мы всегда и воевали, и дружили, — сказал на открытии генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский. — А там, где войны и дружба, есть и обмен подарками. И здесь это все представлено!»

Впервые публике показаны некоторые экспонаты, которые долгие годы хранились в фондах. Например, роскошный шкаф, выполненный из дорогих пород дерева и инкрустированный перламутром и рогом. Увидят зрители и расширенную коллекцию турецкого оружия — холодного и огнестрельного. Впервые за почти 70 лет здесь можно увидеть великолепный конский чепрак, выполненный из переплетенных золотых нитей, этот роскошный предмет до сих пор Эрмитаж показывал только один раз — на самой первой послевоенной выставке.

Прежняя экспозиция, представлявшая в целом искусство исламского Ближнего Востока, была закрыта еще в 2010 году. Как рассказал корреспонденту TANR научный сотрудник сектора Византии и Ближнего Востока, куратор раздела Дмитрий Садофеев, она морально устарела: там использовались старые витрины, еще 1950-х годов, и устаревший принцип организации подачи материала. Сейчас все изменилось. Во-первых, экспонаты выставлены в самых современных витринах, выполненных по последнему слову техники — с климат-контролем и системой безопасности. Во-вторых, если раньше предметы выставляли в простом хронологическом порядке, то теперь в разделе выделены группы экспонатов по странам: халифат, мамлюки, османская Турция. Турецкое средневековое искусство существенно отличается от искусства его ближайших соседей — арабских народов. В первую очередь потому, что оно тесно связано с местными, малоизвестными художественными традициями и возникло сравнительно поздно. 

В отдельном небольшом зале представлены предметы прикладного искусства, созданные на территории Анатолии в эпоху сельджуков. Особое место занимает знаменитая турецкая керамика из Изника, города, расположенного неподалеку от Стамбула. Здесь выставлены вещи начиная с конца XV и до конца XIX века. Наглядно представлен процесс развития промысла: как менялась цветовая гамма — от синего до пурпурного и ярко-красного, как появлялись новые элементы декоративного оформления посуды и изразцов. Отдельное место в этом зале занимает великолепно сохранившийся роскошный камин второй половины XVII века — он попал в коллекцию Эрмитажа в XIX веке в разобранном состоянии и был целиком собран в музейном зале. 

И конечно, в обновленной экспозиции широко представлено искусство ткачества и ковроделия. Главными центрами производства дорогих шелковых тканей были султанские мастерские Стамбула и Бурсы, которая славилась своими драгоценными тканями, особенно бархатами. Османские бархаты и шелка высоко ценились современниками; в России турецкий бархат использовали для облачений церковнослужителей. Древнейшие образцы турецких ковров относятся к XIII веку, но до нас дошли в основном ковры XVI–XVII столетий — их можно увидеть в залах Эрмитажа. Здесь представлены главным образом небольшие молитвенные ковры-намазлыки с изображением михраба, молитвенной ниши в стене мечети, указывающей направление на Мекку. 

Как рассказал Дмитрий Садофеев, полное обновление всей экспозиции искусства исламского Востока завершится с окончанием работы над разделом искусства Ирана.

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
5
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
6
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
7
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
В Государственном историческом музее идет выставка «Свояси. Путь современного русского искусства», посвященная поиску архетипических культурных кодов
17.03.2025
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+