18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Итальянский музей обнаружил в своей коллекции картину Андреа Мантеньи

Академия Каррара в Бергамо пересмотрела атрибуцию «Воскресения Христа» XV века — теперь произведение приписывается знаменитому мастеру эпохи Возрождения

Академия Каррара в итальянском Бергамо обнаружила «новую» картину Андреа Мантеньи, которая все это время находилась на виду в ее собственной коллекции. Куратор Джованни Валагусса восстановил атрибуцию «Воскресения Христа» (темпера на доске, ок. 1492–1493) этому мастеру эпохи Возрождения в новом полном каталоге музея Dipinti Italiani 1300–1500 («Итальянская живопись 1300–1500 гг.»), вышедшем в издательстве Officina Libraria и включающем 110 картин, созданных в XIV–XV веках.

Имя художника написано прописными буквами на задней стороне деревянной доски при помощи пера или тонкой кисти; судя по всему, надпись была сделана тогда же, когда и сама картина. В составленном в 1846 году каталоге коллекции Гильельмо Локиса, члена правления и позднее почетного директора академии, она фигурирует как оригинальное произведение Мантеньи под названием «Воскресение Господне; шесть фигур; одна из красивейших работ знаменитого мастера». Тем же годом датируется документ, свидетельствующий о том, что в этот период была проведена реставрация произведения. Локис умер в 1859 году и завещал свою виллу и художественную коллекцию Бергамо. «Воскресение» было в числе 240 картин, переданных музею в 1866 году.

Однако в последующие годы различные искусствоведы оспаривали эту атрибуцию. По иронии судьбы первым сомнения относительно «Воскресения» высказал коллекционер и великий теоретик знаточества Джованни Морелли, который руководил транспортировкой произведений из коллекции Локиса в Академию Каррара. Уверенность Морелли в том, что картина была «испорчена вмешательствами реставраторов», дала повод искусствоведам начала ХХ века предположить, что если идея композиции и принадлежала Мантенье, то сама работа была создана либо его учениками, либо его сыном Франческо. В 1930-е американский специалист по итальянскому Возрождению Бернард Беренсон низвел картину до статуса «копии утраченной работы». 

Это представление закрепилось: после Второй мировой войны картина не входила в постоянную экспозицию и в каталоге значилась как копия. Но Валагусса заметил в нижней части доски небольшой золотой крест — точно такой же, как и на конце древка в руке Христа, — который указывал на то, что первоначально у картины была вторая, нижняя половина. Ему удалось установить, что это «Сошествие Христа в Чистилище» (ок. 1492) — подписанная работа Мантеньи, проданная в 2003 году на нью-йоркских торгах Sotheby’s более чем за $28 млн. Предположение Валагуссы подтверждает и эксперт по творчеству Мантеньи Кит Кристиансен, куратор отдела европейской живописи в Метрополитен-музее в Нью-Йорке.

По данным Wall Street Journal, в следующем году Академия Каррара хочет устроить выставку, на которой две половины произведения вновь объединятся; сейчас музей ведет переговоры с анонимным частным владельцем второй половины. Кроме того, музей заявил о намерении провести реставрацию бергамской части, потускневшей из-за нанесенного в XIX веке лака.

Возвращение атрибуции Мантенье — «потрясающий повод для радости, которой хочется поделиться, и выдающийся шаг вперед к будущему». «Мы с нетерпением ждем вас», — говорит президент Фонда Академии Каррара и мэр Бергамо Джорджо Гори. 

Самое читаемое:
1
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
Ангелы и демоны, купчихи, монахини, аэропланы и невесомость — все это и многое другое откроется зрителям, которые смогут выкроить день или два из новогодних праздников
27.12.2024
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
2
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
3
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
Накануне нового выставочного года наша редакция традиционно опросила музеи насчет их планов и публикует свой список прогнозов о самых интересных проектах
27.12.2024
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
4
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
Проект «Жили-были. Школа русской сказки» рассматривает, как сказки и их визуальные воплощения проникли в нашу повседневность и стали масскультурой, окружающей нас везде. Удалось ли кураторам найти оригинальный подход к не новой теме?
23.12.2024
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
5
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
6
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
Русский музей подготовил юбилейную выставку, которая демонстрирует: хотя мы знаем Васнецова в первую очередь по сказочным сюжетам, его творчество оказывается многомерным, не поддающимся однозначным определениям
25.12.2024
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
7
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Открывается для посещения Зубовский флигель Екатерининского дворца в музее-заповеднике «Царское Село». Воссоздание убранства личных покоев императрицы, почти целиком утраченного во время Великой Отечественной войны, заняло пять лет
23.12.2024
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+