18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Советское неофициальное искусство покажет во Флоренции Музей AZ

№63
Материал из газеты

В Фонде Франко Дзеффирелли представят лучшие работы художников 1960–1980-х из собрания Музея Анатолия Зверева и личной коллекции его основательницы Наталии Опалевой

Музей AZ (Музей Анатолия Зверева), открывшийся в Москве три года назад, исследует не только многогранное творчество легендарного шестидесятника, но и эпоху 1960–1980-х, когда сформировался уникальный феномен советского неофициального искусства. Лучшие работы его представителей и самого Анатолия Зверева из собрания Музея AZ и личной коллекции его основателя Наталии Опалевой предстанут в Фонде Франко Дзеффирелли во Флоренции в первом международном выставочном проекте музея. «Новый полет на Солярис» — финал трилогии, вдохновленной и посвященной киношедеврам Андрея Тарковского и работам художников-нонконформистов. Первая выставка, «Предвидение» («Электротеатр „Станиславский“», 2016), проводила параллель между пророческими работами художника Петра Беленка и фильмом «Сталкер». Вторая — «Прорыв в прошлое» (Новое пространство Театра наций, 2017) — соединяла фильм «Андрей Рублев» и живопись Дмитрия Плавинского. 

«Солярис», получивший в 1972 году Гран-при в Каннах, стал ассоциативным толчком к созданию финальной части трилогии — зрелищной мультимедийной выставки-инсталляции. По замыслу ее куратора Полины Лобачевской, в барочных интерьерах палаццо Сан-Фиренце материализуется космическая станция с 20 экранами, часть которых посвящена рабочим моментам со съемок фильма «Солярис». Для жизни людей на другой планете Тарковский и художник-постановщик Михаил Ромадин отобрали шедевры мирового искусства, выразив свои личные пристрастия. В «Новом полете на Солярис» — художники советского андерграунда Петр Беленок, Франциско Инфанте, Анатолий Зверев, Дмитрий Краснопевцев, Лидия Мастеркова, Эрнст Неизвестный, Владимир Немухин, Дмитрий Плавинский, Юло Соостер, Владимир Яковлев и Владимир Янкилевский. 

«У каждого из этих художников был свой собственный космос, и в то же время их всех объединяет нечто общее — свобода самовыражения», — говорит генеральный директор музея Наталия Опалева. Оказавшись в столь необычном, «космическом» измерении, 34 произведения позволят по-новому увидеть наследие этих мастеров, уже вписанных в мировой художественный контекст, но недостаточно изученных. «Художники, которых мы окрестили представителями „советского Ренессанса“, в своих произведениях параллельно Андрею Тарковскому, каждый в своей манере и своим путем, решали вечные метафизические вопросы, — говорит Полина Лобачевская. — И мы верим, что их произведения дополнят такой, казалось бы, простой и чистый выбор Андрея Тарковского и будут достойно представлять ХХ век, нашу страну и планету в большом космическом путешествии на Солярис». 

Фонд Франко Дзеффирелли, Флоренция
Новый полет на Солярис
28 мая – 31 июля

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+