18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Берлинский Новый музей погрузился в бронзовый век

№63
Материал из газеты

Впервые покинув Туркмению, сокровища Маргианы приехали в Германию

Более 200 уникальных археологических находок рассказывают о загадочной цивилизации в песках Каракумов, ровеснице Древнего Египта и Месопотамии. В 1851 году англичанин Генри Роулинсон расшифровал клинопись на знаменитой Бехистунской скале (современный Иран), высеченную по приказу царя Дария I в честь победы над врагами. Надпись на трех языках рассказывает о событиях 523–521 годов до н.э., под ней — барельеф с изображением самого персидского царя, встречающего плененных противников. 

Среди побежденных в тексте упоминалась и никому не известная страна Маргуш (по-гречески — Маргиана), про которую не вспоминали вплоть до середины ХХ века, когда советский археолог Виктор Сарианиди, работавший в археологической экспедиции в Туркмении, вычислил ее местонахождение. 

Территория древнего государства, по его догадке, находилась на востоке современного Туркменистана, вдоль засохшего в древности русла реки Мургаб. Раскопки начались в 1970-е и сразу же привели к пора­зительным находкам. Под песками Каракумов был обнаружен целый город с мощными крепостными стенами, величественным дворцом в центре, святилищами и жилыми домами, возведенными из саманного кирпича (глины с соломой). 

По первым же находкам, осколкам керамики, удалось определить и возраст поселения — 2,3 тыс. лет до н.э., то есть эпоха бронзы. Город, который археологи назвали Гонур-Депе (туркм. «серый холм»), был основан в конце III тысячелетия до н.э. и просуществовал до XVI века до н.э. Все здесь свидетельствовало о высоком уровне развития земледелия, скотоводства и ремесел. За 40 лет археологических раскопок в Гонур-Депе и его окрестностях, где обнаружили более 4 тыс. захоронений, найдено множество ценнейших предметов: оружие, посуда, статуэтки животных, золотые и серебряные украшения. Среди артефактов, привезенных на выставку из Государственного музея изобразительных искусств Туркменистана, — не имеющие аналогов керамические и металлические печати с двусторонней гравировкой, серебряные сосуды и другие предметы с изображением животных, тончайшей работы ювелирные изделия. И главный хит выставки — древнейший образец мозаики, вернее, ее фрагмент — «Крылатый лев в картуше» (2300 год до н.э.), украшавший царское захоронение. Среди экспонатов есть и предметы из Бактрии, Месопотамии и Хараппы — Маргиана находилась на оживленном перекрестке торговых путей. 

Вопросов, однако, остается еще много. Что означают захоронения животных с богатыми приношениями, которых удостаивались лишь знатные особы?  Почему так много ритуальных двухкамерных печей и в самом дворце, и по всему городу? Маргиана, возможно, прародина зороастризма? А еще археологи ищут тут следы письменности. И если повезет, Маргиану можно будет смело назвать отдельной цивилизацией. А это уже сенсация, меняющая картину Древнего мира.  

Новый музей
Маргиана. Государство бронзового века на территории Туркмении
До 7 октября

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+