В 1997 году произведение «Величественное великолепие» (1991–1997) корейской художницы Ли Бул (р. 1964) — украшенную бусинками и блестками гниющую рыбу — Музей современного искусства (МоМА) в Нью-Йорке вынужден был убрать из экспозиции из-за невыносимого зловония. Она включена в лондонскую ретроспективу, но посетителям нечего опасаться, уверяет куратор Стефани Розенталь: «Ли поместила свою рыбу в химический раствор в запечатанном пластиковом пакете, так что все хорошо».
«Величественное великолепие» — одно из многих произведений южнокорейской художницы, представлявшей в 1999 году свою страну на Венецианской биеннале. На мировую арт-сцену она вышла в конце 1980-х серией гротескных антропоморфных скульптур, обезглавленных, без рук или ног, но в которых всегда угадывалась женщина. Ей же, женщине в патриархальном обществе, посвящены многие работы художницы.
Политический подтекст, темы гендера и новых технологий, радикально меняющих наш мир, присутствуют во всех работах Ли Бул, не только в скульптурах, ставших ее визитной карточкой, но и инсталляциях, где часто разлагающаяся биомасса в разных обличьях предстает главным действующим лицом драмы неизбежного краха всех утопий о прекрасном.
Лондонская выставка — первый большой показ в британской столице итогов 30 лет творчества Ли Бул. Она сфокусирована прежде всего на взаимодействии ее завораживающих своим мерцанием инсталляций и архитектурного пространства галереи. Здесь же ее скульптуры из известных серий андроидов («Киборг WI-W4», 1998), гигантских цветов-хищников («Амариллис», 1999), работа «Цеппелин» («Желание быть уязвимым») (2016). Но главное на этот раз — инсталляция-оболочка из армейской сетки, утыканная 180 тыс. кристаллов, которая покроет бруталистское здание самой галереи Hayward, отмечающей в июле свой полувековой юбилей. По словам художницы, именно архитектура сооружения навела ее на мысль создать эту работу, которая символизирует зыбкую грань между защитной оболочкой человека и его изоляцией.
После Лондона в сентябре выставка вместе с этой работой переместится в музей Мартин-Гропиус-Бау близ Берлинской стены, просуществовавшей до 1990 года. Там она обретет дополнительный смысл, считает также директор этого музея Стефани Розенталь: «Обреченность утопии и в конечном счете ее неизбежный крах — трудная тема для выставки. Мы же видим, что пессимизм художницы, увы, часто оправдывается, сейчас или в перспективе».
Hayward Gallery
Ли Бул. Крушение
30 мая – 19 августа