18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Произведения Огюста Родена воссоединили с их античной натурой

№63
Материал из газеты

Британский музей посвятил выставку влиянию Древней Греции на скульптора, устроив диалог работ мастера с шедеврами Парфенона

Огюста Родена при жизни сравнивали с Микеланджело. И как все подобного рода параллели, они скорее вкусовые, чем основанные на фактах. Впрочем, мэтра с великим флорентинцем сближают и градус экспрессии, и любовь к non finito, когда из каменного блока высвобождается лишь часть формы. Роден и не скрывал, что, оказавшись в Италии в 1876 году, «внезапно влюбился в великого флорентинца» и что его собственные «работы несут на себе отпечаток этой страсти». Тот же «Мыслитель» (1882) напоминает фигуру Лоренцо Медичи в знаменитой капелле Медичи во Флоренции. И по характеру Роден с Микеланджело были схожи — выше всего ставили свободу творчества, из-за чего не раз конфликтовали с заказчиками. Показательна в этом смысле история раннего гипсового бюста Родена «Человек со сломанным носом» (1864), треснувшего в мастерской от мороза, что не помешало 25-летнему скульптору послать его на Салон, посчитав, что теперь он напоминает античную маску. Но жюри сочло его уродливым и отклонило. Роден думал иначе: «Эта маска повлияла на все мои будущие работы. Я всегда помнил ее, что бы ни делал после». Такую же реакцию вызывали и другие его произведения, которые сегодня считаются классикой, как, например, заказанный для Пантеона в Париже Виктор Гюго, которого Роден решил изобразить обнаженным титаном, и уже на этапе эскиза он был забракован властями, как и Бальзак, массивную оплывшую фигуру которого скульптор закутал в халат.

Отметающий все каноны академизма Роден, конечно, был художником романтизма с его «бурей и натиском». Но была у него и другая страсть, не менее важная, хотя о ней вспоминают нечасто, — искусство Древней Греции, влиянию которого на скульптора и посвящена выставка в Британском музее. Приехав в Лондон в первый раз в 1881 году, Роден посетил знаменитый музей, где был потрясен изваяниями Парфенона, ходил туда чуть ли не ежедневно, делая бесчисленные зарисовки. И продолжал делать это каждый раз, оказываясь в Лондоне. А Фидия, без которого не было бы этих шедевров, он считал величайшим скульптором всех времен. 

На выставку из парижского Музея Родена привезли 80 скульптур из разных материалов (глина, мрамор, бронза), в том числе античные артефакты из личной коллекции маэстро. Роден собирал их всю жизнь в своем доме в Медоне, демонстрируя их гостям при ночном освещении, а летом выставляя в саду. В Британском музее работы самого мэтра показаны в диалоге с античными образцами — чтобы наглядно можно было сравнить, чем он вдохновлялся. Так, гипсовый эскиз «Поцелуя» (1882) расположился рядом с мраморными фигурами двух богинь с восточного фронтона Парфенона — и зритель сразу видит совпадение поз и композиции, как и в рельефе с северного фриза с группой юношей, седлающих коней, фигура одного из которых повторяется в «Бронзовом веке» (1876) Родена. А еще одна женская фигура без рук и головы в паре с «Шагающим человеком» мастера отсылают нас к возникшему у него интересу к non finito благодаря не только «Рабам» Микеланджело, но и пострадавшим от времени античным памятникам.  

Британский музей
Роден и искусство Древней Греции
До 29 июля

Самое читаемое:
1
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
Ангелы и демоны, купчихи, монахини, аэропланы и невесомость — все это и многое другое откроется зрителям, которые смогут выкроить день или два из новогодних праздников
27.12.2024
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
2
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
3
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
Накануне нового выставочного года наша редакция традиционно опросила музеи насчет их планов и публикует свой список прогнозов о самых интересных проектах
27.12.2024
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
4
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
Проект «Жили-были. Школа русской сказки» рассматривает, как сказки и их визуальные воплощения проникли в нашу повседневность и стали масскультурой, окружающей нас везде. Удалось ли кураторам найти оригинальный подход к не новой теме?
23.12.2024
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
5
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
6
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
Русский музей подготовил юбилейную выставку, которая демонстрирует: хотя мы знаем Васнецова в первую очередь по сказочным сюжетам, его творчество оказывается многомерным, не поддающимся однозначным определениям
25.12.2024
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
7
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Открывается для посещения Зубовский флигель Екатерининского дворца в музее-заповеднике «Царское Село». Воссоздание убранства личных покоев императрицы, почти целиком утраченного во время Великой Отечественной войны, заняло пять лет
23.12.2024
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+