18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Произведения Огюста Родена воссоединили с их античной натурой

№63
Материал из газеты

Британский музей посвятил выставку влиянию Древней Греции на скульптора, устроив диалог работ мастера с шедеврами Парфенона

Огюста Родена при жизни сравнивали с Микеланджело. И как все подобного рода параллели, они скорее вкусовые, чем основанные на фактах. Впрочем, мэтра с великим флорентинцем сближают и градус экспрессии, и любовь к non finito, когда из каменного блока высвобождается лишь часть формы. Роден и не скрывал, что, оказавшись в Италии в 1876 году, «внезапно влюбился в великого флорентинца» и что его собственные «работы несут на себе отпечаток этой страсти». Тот же «Мыслитель» (1882) напоминает фигуру Лоренцо Медичи в знаменитой капелле Медичи во Флоренции. И по характеру Роден с Микеланджело были схожи — выше всего ставили свободу творчества, из-за чего не раз конфликтовали с заказчиками. Показательна в этом смысле история раннего гипсового бюста Родена «Человек со сломанным носом» (1864), треснувшего в мастерской от мороза, что не помешало 25-летнему скульптору послать его на Салон, посчитав, что теперь он напоминает античную маску. Но жюри сочло его уродливым и отклонило. Роден думал иначе: «Эта маска повлияла на все мои будущие работы. Я всегда помнил ее, что бы ни делал после». Такую же реакцию вызывали и другие его произведения, которые сегодня считаются классикой, как, например, заказанный для Пантеона в Париже Виктор Гюго, которого Роден решил изобразить обнаженным титаном, и уже на этапе эскиза он был забракован властями, как и Бальзак, массивную оплывшую фигуру которого скульптор закутал в халат.

Отметающий все каноны академизма Роден, конечно, был художником романтизма с его «бурей и натиском». Но была у него и другая страсть, не менее важная, хотя о ней вспоминают нечасто, — искусство Древней Греции, влиянию которого на скульптора и посвящена выставка в Британском музее. Приехав в Лондон в первый раз в 1881 году, Роден посетил знаменитый музей, где был потрясен изваяниями Парфенона, ходил туда чуть ли не ежедневно, делая бесчисленные зарисовки. И продолжал делать это каждый раз, оказываясь в Лондоне. А Фидия, без которого не было бы этих шедевров, он считал величайшим скульптором всех времен. 

На выставку из парижского Музея Родена привезли 80 скульптур из разных материалов (глина, мрамор, бронза), в том числе античные артефакты из личной коллекции маэстро. Роден собирал их всю жизнь в своем доме в Медоне, демонстрируя их гостям при ночном освещении, а летом выставляя в саду. В Британском музее работы самого мэтра показаны в диалоге с античными образцами — чтобы наглядно можно было сравнить, чем он вдохновлялся. Так, гипсовый эскиз «Поцелуя» (1882) расположился рядом с мраморными фигурами двух богинь с восточного фронтона Парфенона — и зритель сразу видит совпадение поз и композиции, как и в рельефе с северного фриза с группой юношей, седлающих коней, фигура одного из которых повторяется в «Бронзовом веке» (1876) Родена. А еще одна женская фигура без рук и головы в паре с «Шагающим человеком» мастера отсылают нас к возникшему у него интересу к non finito благодаря не только «Рабам» Микеланджело, но и пострадавшим от времени античным памятникам.  

Британский музей
Роден и искусство Древней Греции
До 29 июля

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
6
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
7
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+