«Моя выставка имела огромный резонанс, мой павильон стал одним из самых посещаемых на биеннале. Все это вызвало у меня сильнейший эмоциональный отклик, я была счастлива увидеть имя Гуггенхайм рядом с Великобританией, Францией, Нидерландами, Австрией, Швейцарией…» — писала Пегги Гуггенхайм в своей биографии «Жизнь для искусства». Выставка открылась в 1948 году на первой после войны Венецианской биеннале, в пустовавшем на тот момент павильоне Греции. Пегги выставила 136 работ европейских модернистов и тогда неизвестных в Европе американцев — Горки, Колдера, де Кунинга, Поллока и Ротко. Увлеклась молодая американка современным искусством, приехав в 1920-е в Париж и познакомившись там с Марселем Дюшаном. «Он меня научил всему, ведь я не могла отличить сюрреализм от кубизма и абстракции», — вспоминала Пегги. Под чутким руководством Дюшана она стала покупать работы модернистов сначала в Париже, затем в Лондоне и Нью-Йорке, куда вернулась в 1941-м и открыла галерею The Art of This Century, где выставляла европейских модернистов и молодых нью-йоркских абстракционистов. В 1948-м Пегги поселилась в Венеции, присмотрев там для себя и своей коллекции палаццо с видом на Большой канал. И не последнюю роль в этом решении сыграл успех той ее выставки на Венецианской биеннале, которой посвящена и нынешняя, включающая документы, фотографии, 3D-реконструкцию экспозиции и, конечно, сами работы.
Венеция
Коллекция Пегги Гуггенхайм. 1948. Биеннале Пегги Гуггенхайм
До 25 ноября
www.guggenheim-venice.it