18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Покупайте российское!

№64
Материал из газеты

«Русская неделя» в Лондоне уже стала доброй английской традицией, и никакие дипломатические скандалы ей не помеха. С 3 по 6 июня аукционные дома выставляют на торги работы Малевича, Сомова, Григорьева и Шишкина

На традиционной «русской неделе» в Лондоне почти нет миллионных эстимейтов, зато немало крепких работ для широкого круга собирателей. Торги четырех аукционных домов уместились в три дня, открывает «неделю» 4 июня Christie’s. 

Впрочем, первая же десятка лотов может заста­вить поволноваться. Графические и живописные работы мирискусника Константина Сомова происходят из того же собрания, которое Christie’s триумфально распродавал в 2006–2007 годах. Тогда ушли «сливки» вроде «Русской пасторали» и «Радуги», установившей рекорд в £3,7 млн. В нынешней подборке эстимейты не превышают £80 тыс., но сомовского изящества им не занимать. Почти все они выполнены в 1930-е годы, на закате лет, в парижской эмиграции. Все десять были подарены последней модели и душевному другу, молодому боксеру и натурщику Борису Снежковскому, наследники которого и распродают собрание. Первым номером идет карандашный «Автопортрет» 1933 года (£8–12 тыс.). Сомову на нем 64 года, и в письме сестре он замечает, что исполнил его «в старой манере», в духе знаменитого портрета Александра Блока из Третьяковской галереи. Самые дорогие в подборке — два живописных портрета фактурного, розовощекого Снежковского с обаятельной улыбкой и неизменной сигаретой в руке (£60–80 тыс. каждый). Единственная работа русского периода — изящная живописная «открытка» (5,5х9,8 см) «Дневной сон» 1921 года, воспевающая галантный XVIII век (£10–15 тыс.).

На обложку каталога Christie’s вынесена «Матушка Агата» Бориса Григорьева, одна из характерных и наиболее ярких работ его бретонского цикла 1920‑х годов (£250–350 тыс.). Картина участвовала в важных для Григорьева выставках: персональной в New Gallery в Нью-Йорке и ежегодной экспозиции живописи в Институте Карнеги в Питтсбурге. Еще одна жемчужина каталога — «Танцовщица в испанском костюме» Александра Яковлева (£400–600 тыс.). Почти двухметровый портрет, исполненный углем и сангиной, вероятно, изображает Анну Павлову в то время, когда она танцевала Китри в «Дон-Кихоте» на сцене Ковент-Гардена. В отличие от более раннего живописного портрета балерины, здесь нет и тени манерности, лишь чистая грация под кружевной мантильей.

Достойную пару ей составляет загадочный «Арлекин» в черной маске, крупноформатная сангина, которую днем позже выставит на торги Sotheby’s (£150–200 тыс.). Театр и разного рода театральность привлекали Яковлева, еще в молодости игравшего в пантомимах Всеволода Мейерхольда. Арлекином же он изобразил себя на известном двойном автопортрете с Шухаевым — Пьеро. Работа Василия Шухаева тоже в топ-лотах у Sotheby’s. «Русский пейзаж» с крестьянами в красных косоворотках (£250–350 тыс.), несмотря на название, вдохновлен финской деревней Мустамяки, где художник в течение десяти месяцев 1920 года ждал визу и документы от Яковлева, уже уехавшего в Париж. 

Есть у Sotheby’s и Малевич — ранняя работа из так называемой желтой серии, исполненная в 1907 году под влиянием символизма «Голубой розы». Как и другие картины серии, «Тайна искушения» (£250–350 тыс.) написана на религиозный сюжет, но своеобразно трактованный: героини Казимира Малевича не бесплотны, а его наивное восхищение женским началом сходно с тем, что испытывал Поль Гоген перед таитянками. Christie’s Малевича на «русской неделе» не выставляет: два его важных произведения ушли на более престижные и дорогие торги импрессионистов и модернистов в мае в Нью-Йорке и 20 июня в Лондоне.

В отдельный аукцион Sotheby’s выделяет декоративно-прикладное искусство. Монументальные (почти полтора метра в высоту) парные фарфоровые вазы представляют самый ранний из известных образцов такого рода предметов (£1–1,5 млн). Заказ был получен Императорской фарфоровой мануфактурой при Александре I и закончен в 1825 году.
Завершают «русскую неделю» аукционы Bonhams и MacDougall’s, назначенные на 6 июня. В топ-лотах у первого — «Башня» Николая Рериха, эскиз неосуществленной постановки «Принцессы Мален» Мориса Метерлинка в Московском свободном театре (£120–180 тыс.), и «Автопортрет с кистями» Зинаиды Серебряковой, написанный в Париже сразу после войны (£100–150 тыс.). А также непривычный жанр у двух известных художников — «Натюрморт с ромашками» Николая Фешина (£100–150 тыс.) и «Натюрморт с дичью» Александра Дейнеки (£110–120 тыс.).

Главные лоты MacDou­gall’s — вечная классика, полутораметровый «Сосновый бор близ Елабуги» Ивана Шишкина (£800 тыс. — £1,2 млн), фривольное «Свидание в парке» Константина Сомова, смешавшее современность с галантными сценами позапрошлого века (£500–700 тыс.), и затесавшийся среди академиков экспрессивный резидент парижского «Улья» Хаим Сутин с портретом своей покровительницы Мадлен Кастен («Уснувшая с книгой», £300–500 тыс.). Как всегда, у MacDougall’s основательно представлен ХХ век. Лучшие работы — характерный советский образ «Женщина в желтом платье» Дейнеки (£300–500 тыс.) и написанная в те же 1950-е годы в мастерской на Нижней Масловке, но словно пришедшая с другой планеты рафинированная «Лежащая обнаженная» Георгия Нисского (£180–300 тыс.), долгое время находившаяся в коллекции художника Макса Бирштейна.  Ирина Осипова

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
6
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
Книга Оскара Мартинеса «Пороги» — это сборник занимательных путеводителей по широко известным памятникам. Автор создал череду историко-архитектурных эссе, окрашенных личными впечатлениями и оценками. А выросло это все из лекционного материала
08.11.2024
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
7
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Предыдущая ретроспектива творчества передвижников — всех вместе, а не по одному — проходила больше полувека назад и была как раз передвижной: она путешествовала по нескольким городам СССР. На этот раз, похоже, дело ограничится Москвой
05.11.2024
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+