18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Как попасть в Метрополитен: новая вершина Макса Холляйна

№64
Материал из газеты

Одаренный управленец и фандрайзер не побоялся возглавить теряющий популярность музей, обремененный долгами и дефицитом бюджета. Макс Холляйн, похоже, решительно настроен вернуть «Мету» былое величие

Этим летом кресло директора Художественного музея Метрополитен наконец перестанет пустовать. Через 13 месяцев после ухода Томаса Кэмпбелла десятым главой нью-йоркской институции станет Макс Холляйн.

В отличие от Кэмпбелла, бывшего куратора музейного отдела гобеленов, уроженец Австрии Холляйн — человек со стороны, но с яркими лидерскими качествами. В 48 лет, имея за плечами 17-летний опыт работы в крупных музеях Германии и США, он обошел более сотни кандидатов на эту должность со всего мира.

Самый многочисленный в истории музея попечительский совет (19 членов) созывался почти 30 раз, пока Метрополитен оправлялся после докладов о бедственном финансовом положении и недовольстве сотрудников при Кэмпбелле. Еще говорили, что перемены в иерархии отпугнут лучших кандидатов, поскольку в июне прошлого года попечительский совет назначил президента музея Дэниела Вайса CEO и новый директор теперь будет отчитываться перед ним по административным вопросам. 

Но Холляйн не боится приходить в это непростое для музея время. «Мне кажется, что перед „Мет“ всегда будет стоять ряд важных задач — из-за огромной роли, размеров, специфики этой институции», — рассуждает он в интервью The Art Newspaper. Ради новой работы Холляйн оставил Музей изящных искусств Сан-Франциско, которым руководил всего два года, поскольку «это действительно уникальный шанс, и я понимал, что просто не могу его упустить».

Сын известного архитектора-постмодерниста Ханса Холляйна, Макс вырос в Вене. В интервью газете Die Zeit в 2002 году он рассказывал, что, благодаря способностям к экономике, которые были «совершенно нетипичны для моей семьи», решил объединить изучение искусства с «самыми сухими предметами». Попрактиковавшись в рекламе и журналистике, в 1992 году он прибыл на стажировку в Музей Гуггенхайма в Нью-Йорке — в «правильное место в нужный момент».

До того он уже был знаком с энергичным директором музея, сторонником экспансии Томасом Кренсом — благодаря отцу, автору проекта филиала Музея Гуггенхайма в Зальцбурге, так и оставшегося на бумаге. В 1996 году Макс Холляйн становится старшим ассистентом Кренса, принимает активное участие в открытии филиалов музея в Берлине, Бильбао и Лас-Вегасе.

То, что Холляйн и трое его коллег, другие помощники Кренса Хулиан Сугасагойтиа, Минь Юнг Ким и Зельфира Трегулова, позже сами стали директорами музеев (в их числе Третьяковская галерея), свидетельствует о хорошей школе. «На них возложили огромную ответственность, — говорит Кренс. — И я поощрял их двигаться вверх по карьерной лестнице». Звездный час Холляйна наступил в 2001-м: в 31 год он получил приглашение возглавить зачахший Ширн Кунстхалле во Франкфурте.

Недовольные быстро замолкли, вспоминает заместитель директора музея Инка Дрёгмюллер, которую привел Холляйн. По ее словам, «он действительно располагал к себе людей — качеством того, что делал», привлекая престижных партнеров и организуя оригинальные, популярные выставки. В 2006 году в дополнение к Ширн Кунст­халле Холляйн в том же Франкфурте возглавил почтенный Музей Штеделя и городскую галерею «Либигхаус».

Здесь Холляйн в полной мере проявил свой дар убеждения. Более 80% бюджета Музея Штеделя ему удалось обеспечить благодаря частным пожертвованиям, хотя главные музеи страны существуют за счет государства. Франкфурт, по словам Дрёгмюллер, «отличное место для фандрайзинга», но «совершенно невероятно» было отыскать в Германии директора музея, который был бы в этом настолько искусен. 

Самая удачная кампания Холляйна началась в 2009 году. На реконструкцию и расширение Музея Штеделя потребовалось €52 млн, включая €34 млн на крыло для показа современного искусства, которое было завершено в 2012 году. После такого успеха Холляйна пригласили в ассоциацию директоров крупнейших музеев мира Bizot, которую он позднее возглавил.

Его переезд из Европы в Сан-Франциско в июне 2016-го многих удивил, отмечает Дрёгмюллер, однако Холляйн «стремился к новым высотам и не боялся их». Он стал исполнительным директором в непростой для городского художественного музея период, когда генеральная прокуратура штата вела расследование по делу о финансовых злоупотреблениях прежнего главы музея Дайан (Диди) Вилси. Холляйн привел здесь дела в порядок к концу 2017 финансового года, сумев преодолеть дефицит бюджета. Именно такое лечение сейчас и нужно Метрополитен-музею, где в 2016 году сократили почти 90 сотрудников из-за дефицита бюджета в $8 млн. Три месяца назад музей отказался от практики бесплатного входа, сохранив его только для жителей Нью-Йорка, — это решение вызвало споры, но Холляйн поддерживает его.

Метрополитен искал на пост нового главы человека с «высоким эмоциональным интеллектом», и Холляйн вполне подходит под это описание. И в Сан-Франциско, и во Франкфурте его причисляли к энергичным кураторам, которые могли сами делать художественные выставки. Впрочем, новый директор отмечает: «Я считаю себя не куратором, а художественным руководителем». Он подчеркивает свой «целостный» взгляд на Метрополитен, который «обязан быть образцом для энциклопедических музеев мира». Холляйн ратует за разнообразие, которое «должно выражаться не только в подборе кадров и составе коллекции, но и во всех аспектах деятельности; необходимо предлагать множество точек зрения на искусство, которое мы показываем, и наладить контакт с аудиторией. Успешный музей — тот, который все члены общества воспринимают как собственный». 

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
5
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
6
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
7
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
В Государственном историческом музее идет выставка «Свояси. Путь современного русского искусства», посвященная поиску архетипических культурных кодов
17.03.2025
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+