Какая из причин обращения к пластическому хирургу встречается чаще — реальные проблемы и дефекты или недовольство собственной внешностью?
Здесь важно разделить эстетическую и реконструктивную хирургию. Я работаю в эстетической хирургии, поэтому ко мне большинство пациентов приходят здоровыми, без дефектов и посттравматических проблем. Как правило, с небольшим недовольством своей внешностью, которую мы можем поправить эстетической коррекцией и получить хороший, гармоничный результат.
Ваша сфера — это больше чем медицина. Случается ли вам отговаривать пациентов от каких-то изменений, если вы видите, что станет хуже?
Действительно, пластическая хирургия — это некий симбиоз медицины, психологии и, конечно, искусства. Пластическому хирургу важно не увлечься ролью творца. Мы работаем с людьми, поэтому можем творить в рамках дозволенных нашей природой параметров — строение, анатомия, то есть у нас есть четкие границы. Мы не работаем с «чистого лица». Мы работаем с человеческими лицами, телами, которые подчиняются законам физиологии, анатомии и другим медицинским аспектам. Поэтому, будучи творцом от хирургии, важно соблюдать все эти рамки.
Отговаривать пациентов от операции приходится часто. Во-первых, в тех случаях, когда дефект действительно небольшой и средства, затраченные на его коррекцию, чрезмерно травматичны (то есть не нужно прибегать к серьезной операции, чтобы убрать маленькую горбинку на спинке носа). Во-вторых, в случаях, когда пациент желает того, что невозможно сделать с его исходными данными или не позволяет арсенал пластической хирургии. И наконец, в тех случаях, когда мы, как психологи, видим, что эта операция не принесет удовлетворения пациенту, и проблема кроется где-то гораздо глубже. Да, отговаривать пациентов нам приходится по абсолютно разным причинам.
Наверняка к вам обращаются с просьбами вроде «хочу тело, как у Водяновой» или «хочу нос, как у Натали Портман». Как, по-вашему, современная культура повысила спрос на услуги пластической хирургии?
Ко мне на консультацию часто приходят пациенты с фотографиями знаменитых персон. И здесь очень важно понять, когда фотография используется для наглядности — как пример того носа, тех век, того овала лица или ушей, какие хотел бы иметь пациент, а когда это болезненное желание соответствовать внешности знаменитости. Если фото просто пример, то это облегчает наше взаимопонимание, и я вижу тот результат, который удовлетворит пациента, и строю нашу беседу, исходя из этого, объясняя, чего мы сможем добиться, а чего добиться просто невозможно, учитывая исходные данные. Если же мы сталкиваемся с желанием подражать знаменитости, то здесь, скорее, потребуется консультация уже не пластического хирурга, а психолога, чтобы решить психологическую проблему.
Породили ли звезды с идеальными фигурами и лицами спрос на пластические операции? Ответ: конечно, да. Социальные сети (Facebook, Instagram и другие), в которых мы видим фотографии с идеальными лицами с ровным тоном, узким носом, большими глазами, пухлыми губами, белыми зубами, конечно же, простимулировали желание людей выглядеть привлекательно и стремиться к идеалу. В том числе подтолкнули их к пластическим хирургам.
В то же время популяризация селфи — это достоверные статистические данные — увеличила количество пациентов, обращающихся за коррекцией лица к пластическим хирургам. Выглядеть идеально в социальных сетях с помощью ретуши легко — в реальной жизни, чтобы соответствовать этим фотографиям, пациентам приходится обращаться к хирургам.
Вообще в вашей профессии есть какое-то стандартизированное представление о том, как должны выглядеть идеальная фигура или идеальное лицо? Некое золотое сечение?
Стандарты, конечно, есть во всем. В эстетическом представлении о лице, фигуре, форме и размере груди, талии, бедрах, безусловно, есть усредненные стандарты. Эти стандарты менялись на протяжении столетий и очень активно менялись на протяжении XX века с появлением и развитием кинематографа, глянцевых журналов и других факторов.
Усредненные параметры — это то, что в среднем считается привлекательным, и очень важно, планируя пластические операции, учитывать индивидуальность пациента и сохранить ее. Это касается и ринопластики, и блефаропластики, и подтяжки лица, и других коррекций, которые приукрасят пациента, но при этом сохранят индивидуальные, национальные и этнические черты. И большинство пациентов, приходящих ко мне на консультацию, просят: сделайте нас привлекательными, но сохраните нашу индивидуальность.
Каков средний возраст пациентов и какие операции делаются чаще всего?
Условно пациентов можно разделить на две группы. Младшая возрастная группа — это молодые люди, от 18 до 35 лет. Как правило, в этой группе преобладают «бьютифицирующие» операции. Причины — недовольство своей внешностью и желание ее изменить, приукрасить. Как правило, речь идет о коррекции груди, увеличении или изменении ее формы, а если говорим о лице, то это ринопластика — коррекция природной формы носа, возможна блефаропластика — коррекция век. Но это все приукрашивающие операции.
У пациентов старшей возрастной группы, 35+, преобладают омолаживающие операции. Пациенты этой группы начинают видеть изменения возрастного характера, и у них появляется естественное желание с ними бороться. Здесь речь идет о коррекции овала лица, подтяжке, блефаропластике и других манипуляциях.
Наверняка чаще всего за такими услугами обращаются женщины. А вот с какими просьбами приходят мужчины?
Действительно, среди пациентов в кабинете пластического хирурга преобладают женщины. И до недавнего времени речь шла о 97% пациентов. Но, по моим наблюдениям, в последние пять лет ситуация начала меняться, и достаточно кардинально. Пациентов-мужчин становится все больше. Более 10%! Мужчины все охотнее и смелее обращаются к пластическому хирургу.
Омоложение и различные пластические операции для мужчин кардинально отличаются от таких же операций для женщин. Есть ряд особенностей. К примеру, щетина, низко расположенные брови, линия роста волос, рост волос на голове, количество которых, как правило, с возрастом уменьшается. Это все нужно учитывать, проводя всевозможные коррекции. Мы должны омолодить пациента, но при этом сохранить мужественность и его черты. Одной из самых распространенных коррекций у мужчин является блефаропластика. Убираем мешки под глазами, подтягиваем кожу и освежаем лицо.
Как человек с большим профессиональным опытом, что вы посоветуете тем, кто задумывается, но пока не решился обратиться к пластическому хирургу?
Перед походом к пластическому хирургу нужно самостоятельно взвесить эту необходимость. Является ли решение действительно необходимым для вас? Или же вами движет минутный порыв, который через несколько дней станет неактуальным? Потому что любая пластическая операция — это в первую очередь операция! Ваше решение должно быть взвешенным.
Следующий шаг — поход к специалисту, который профессиональным взглядом оценит ситуацию. Он расскажет вам о необходимости коррекции, о ее возможности и, главное, о самом процессе. О том, через что вам придется пройти для достижения результата. И здесь у вас есть вторая возможность подумать, оценить необходимость и уже тогда принять правильное решение.
БИОГРАФИЯ
Георгий Чемянов
Сертифицированный пластический хирург, кандидат медицинских наук, член Российского общества пластических, реконструктивных и эстетических хирургов (РОПРЭХ), член Международного общества пластических, реконструктивных и эстетических хирургов (IPRAS), член профильной комиссии Минздрава РФ по специальности «Пластическая хирургия», преподаватель курса «Пластическая хирургия» в Институте пластической хирургии и косметологии. Сертифицированный тренер компании Aptos. Эксперт по пластической хирургии и косметологии компании Allergan. Лауреат национальной премии «Золотой ланцет» (2014).