18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Мадонны из Фландрии

№64
Материал из газеты

Шедевры фламандских художников XVII века представлены на выставке в салоне «Галерея Михайлов»

Сеть салонов «Галерея Михайлов» известна не только авторскими коллекциями драгоценных изделий, но и широкой поддержкой культурных инициатив. К примеру, салон на Кутузовском проспекте, 2/1, располагает полноценным галерейным пространством, где экспонируются как постоянная коллекция живописи советской эпохи, принадлежащая владельцу сети, коллекционеру Михаилу Сасонко, так и временные тематические выставки. Именно здесь до конца июня проходит уникальная выставка «Шедевры фламандских художников XVII века», на которой представлены работы Яна Брейгеля Младшего и мастеров его круга Андриса Даниельса, Эразма Квеллина, Яна Филипса ван Тилена, а также Корнелиса ван Клеве и Каспара Мембергера Старшего.

XVII век был ознаменован крупными переменами в истории нидерландской живописи: некогда единая художественная традиция разделилась на две школы — голландскую и фламандскую, каждая из которых пошла своим путем. В результате революционной борьбы за независимость северные провинции Нидерландов, называемые Голландией, освободились от власти испанской монархии. В то же время Фландрия, южная часть Нидерландов, осталась под влиянием католической Испании. Фламандские мастера сохранили заказчиков в лице богатой церкви и королевского двора. Художники продолжили писать картины на религиозные и мифологические сюжеты, создавать парадные портреты знати и огромные декоративные натюрморты.

Представленная в «Галерее Михайлов» экспозиция включает в себя образы мадонн и полотна на религиозные сюжеты. Композиции, изображающие фигуры Богоматери и Христа, в большинстве случаев дополнены живописными гирляндами, состоящими из бутонов роз, нежных лилий и соцветий ирисов. Цветы имели глубокое символическое значение, связанное с добродетелями Девы Марии, и намекали на преходящую красоту материального мира. Образы святых в обрамлении цветочных гирлянд были введены в моду фламандским мастером натюрморта Даниелем Сегерсом (1590–1661). Исполнение подобных заказов на «картину в картине» было связано с необходимостью создания выразительных художественных произведений, служащих объектами религиозного поклонения. Такими картинами украшали домашние часовни, надгробия и сакристии церквей.

Одно из главных имен на выставке — Ян Брейгель Младший (1601–1678), представитель прославленной художественной династии. Его натюрморты, пейзажи и многочисленные сюжетные композиции поражают обилием кропотливо прописанных деталей. Высокое качество живописи часто затрудняет атрибуцию полотен художника, стилистически схожих с картинами его отца — Яна Брейгеля Старшего (Бархатного) (1568–1625). Сын нередко помогал ему в работе над прославленными цветочными натюрмортами и впоследствии перенял отцовский стиль.

Среди представленных произведений можно встретить несколько работ, созданных Яном Брейгелем Младшим в соавторстве с другими художниками. Брейгель, как правило, отвечал за написание цветов, в то время как второй мастер занимался сюжетом в медальоне. Примером подобного сотрудничества могут служить картина «Мадонна с Младенцем, Иоанном Крестителем и ангелочком» (около 1640–1650), написанная совместно с Питером ван Авонтом, и «Цветочный венок с Марией Магдалиной, распятием и черепом» (около 1630), созданный при участии Эразма Квеллина.

Выставка сокровищ фламандской живописи из частных коллекций открыта во флагманском салоне «Галерея Михайлов» на Кутузовском проспекте, 2/1, до 30 июня.

Партнерский материал

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+