Выкса — маленький город в Нижегородской области с населением 50 тыс. человек, жизнь которого строится вокруг Выксунского металлургического завода. От других российских моногородов ее отличает проходящий здесь уже в седьмой раз ежегодный фестиваль «Арт-овраг». Феномен его успеха в немалой степени обусловлен тем, что фестиваль направлен не столько на туристов, сколько на популяризацию современного искусства среди местных жителей. Вместе с ними участники фестиваля облагораживают дворы, которые получают приставку «арт-», в городе появляются объекты паблик-арта, на пятиэтажках — граффити стрит-артистов, в том числе таких известных, как Паша 183 или Миша Most, оставивший на стене местного завода самую большую в мире роспись.
Тема фестиваля в этом году — «Полезное искусство», курируют его организаторы знаменитого фестиваля «Архстояние» в Никола-Ленивце Юлия Бычкова и Антон Кочуркин. Как и в прошлые разы, проект нацелен на выксунскую повседневность и вовлечение горожан. Поставленный посреди площади большой стол длиной 150 м — проект французской художницы, архитектора и сценографа Лоранс Фальзон и куратора Бертрана Госселина. Во время фестиваля за столом можно будет и поесть, и пообщаться, и даже сыграть в шахматы. Свою новую работу покажет и Тимофей Радя — в центре Выксы появится инсталляция из полюбившегося художнику неона. Старшее поколение представит Дмитрий Булныгин с инсталляцией «Смена» на тему взаимодействия природного и рукотворного. Она создана в открывшейся в Выксе в прошлом году арт-резиденции. О взаимоотношениях человека и технологий расскажет выставка «Повседневные трансформации», которую курирует Наталья Фукс. «Арт-овраг» не обойдет стороной и главное городское предприятие, где в этом году после 85 лет остановилась самая большая в России мартеновская печь. Провожать ее будут театральным перформансом «Страсти по Мартену» в постановке лауреата «Золотой маски», режиссера и хореографа Анны Абалихиной.
Фестиваль «Арт-овраг»
9–11 июня