Из более чем 400 живописных эскизов Питера Пауля Рубенса (1577–1640) на выставке представлено 73, из собрания как Прадо, так и других ведущих мировых музеев: Лувра, Метрополитен-музея, Национального музея Праги, Государственного Эрмитажа, Музея Бойманса — ван Бенингена в Роттердаме, куда выставка отправится в сентябре после Мадрида.
Подготовительный набросок маслом появился в XVI веке в Италии. Первооткрывателями здесь были Полидоро да Караваджо, Доменико Беккафуми, Федерико Бароччи, Якопо Тинторетто и Паоло Веронезе. А уже в XVII веке в мастерстве эскиза Рубенсу среди европейских художников не было равных. Монохромные и многоцветные, небольшие и крупноформатные, лишь намеченные или тщательно проработанные, они имели разное предназначение.
Одни создавались в процессе продумывания будущей композиции, другие — чтобы получить одобрение заказчика, третьи как руководство к действию для целой армии помощников, работавших в мастерской Рубенса. В экспозицию включены и картины к которым были сделаны те или иные из представленных здесь эскизов. Как полотно «Ахилл, обнаруженный Улиссом и Диомедом» рядом с наброском из Музея Фицуильяма в Кембридже. А шесть недавно отреставрированных больших эскизов к серии шпалер «Триумф евхаристии» в постоянной экспозиции Прадо дополнил и седьмой, приехавший из Института искусств в Чикаго.
Помимо всего прочего зрителя здесь ждет и вовсе редкий экспонат — одна из четырех рукописных копий утерянного альбома Рубенса с его записями и набросками, так называемый «Манускрипт Бордеса». Недавно подаренный его владельцем музею Прадо, он включает в себя и два подлинных рисунка мастера, один из которых — набросок со знаменитой античной скульптуры Геркулес Фарнезский.
Музей Прадо
Рубенс. Художник эскизов
До 5 августа