18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Поэма без героя

Отечественное арт-сообщество Берлинскую биеннале не жалует. А зря. В десятой биеннале особенно отчетливо проявился весьма специфический и типично берлинский синдром: заявленная тема вытаскивает какие-то совершенно непредполагаемые пласты

Вообще-то куратор биеннале южноафриканка Габи Нгкобо хотела говорить и в итоге высказалась на очевидную для нее тему. Причина выбора логунга We Don’t Need Another Hero («Нам не нужен еще один герой», строчка из одноименной песни Тины Тернер) тоже понятна: беженцы и все, что с ними связано, очередной прецедент «шейминга» за колониальную политику дальних предков, расизм недавних предков и нетолерантность здесь и сейчас. У биеннале пять площадок. Базовая — та, откуда биеннале есть пошла, — Институт современного искусства (KW) в Митте. Также Академия художеств (к слову, одна из старейших в Европе — существует с 1696 года) в Тиргартене, Центр искусства и урбанистики в Моабите и крохотный павильон рядом с народным театром. Там пуэрториканки Las Nietas de Nonó воссоздали атмосферу домика в родном баррио и исполняют в нем многокомпонентный перформанс с растительной кожей в главной роли, появившейся в результате эксперимента с новой панацеей от всего — чайным грибом комбуча. Еще один перформанс пройдет 15 и 16 июня в центре HAU2 в Кройцберге — там все крутится вокруг гастролей библиотеки из Йоханнесбурга.

По количеству участников биеннале очень компактна: их всего 46 — супротив 120 в позапрошлом году. Самый известный — колумбиец с британским паспортом Оскар Мурильо, обласканный критикой, галеристами и институциями. Мурильо силен в самопиаре, он обычно исхитряется делать новости из ничего: летел на биеннале в Сиднее, смыл паспорт в унитаз, был депортирован в Сингапур, на биеннале так и не появился — все в таком духе. Потому что объяснять творения Мурильо — дело неблагодарное, искусство его поливалентно, легко садится под любую из обсуждаемых обществом тем. Например, в Берлине он показывает буханки хлеба неправильной формы, сделанного из смеси глины и кукурузной муки, собранные в скульптурные группы, неотдаленно напоминающие экскременты. В качестве перформативного акта — а Мурильо почти всегда усиливает свои стационарные объекты действием, — накрытый собственной довольно свежей, а потому вонючей живописью художник ползает по пространствам академии, оставляя после себя вышеописанные фекаломорфные массы, намекая на ничтожность человеческого бытования и на то, что все там будем.

Но удивительно, что за рамками обозначенного дискурса просвечивает, как прыщ из-под толстого слоя грима, совершенно другая идея, о которой кураторы не говорят ни слова.

Тема биеннале — «Нам не нужен другой герой». Куратор в своем тексте предсказуемо долго причитает по поводу женщин, геев, квиров и трансов и постколониальных травм. Но как-то так сложились работы в экспозиции, особенно на главной площадке, что становится понятно: нам вообще герой не нужен. Герой — персонаж прошедшей эпохи, за каждым героем стоит серия нелицеприятных поступков, которые по этическим соображениям не могут быть акцептованы обществом. Готовы ли вы на убийство ради свободы? В биеннале эту мысль наглядно иллюстрирует нечеловеческой красоты и драмы видео Грады Киломба «Эдип» из серии «Иллюзии». Это посыл к институту государственности вообще: вы, господа лидеры, нас не трогайте, мы тут сами внутри коммьюнити разберемся. В конце концов, не потому ли самыми успешными бизнес-кейсами в последнее время стали основанные на этом принципе Airbnb, Uber и Blablacar?!

Я бы прислушалась. В Берлине часто так бывает: ломали стену — разрушили систему.

Х Берлинская биеннале современного искусства
До 9 сентября

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
6
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
Книга Оскара Мартинеса «Пороги» — это сборник занимательных путеводителей по широко известным памятникам. Автор создал череду историко-архитектурных эссе, окрашенных личными впечатлениями и оценками. А выросло это все из лекционного материала
08.11.2024
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
7
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Предыдущая ретроспектива творчества передвижников — всех вместе, а не по одному — проходила больше полувека назад и была как раз передвижной: она путешествовала по нескольким городам СССР. На этот раз, похоже, дело ограничится Москвой
05.11.2024
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+