На русском языке издана знаменитая биография Пабло Пикассо американской журналистки и писательницы Арианны Стасинопулос-Хаффингтон. Подробное описание личной жизни Пикассо становится ключом к пониманию творческой эволюции великого художника ХХ века.
Эта книга была опубликована в 1988 году, выдержала массу переизданий на множестве языков и принесла автору огромные деньги. По сценарию, написанному на этой книге, в 1996-м был снят фильм Прожить жизнь с Пикассо (Surviving Picasso) с Энтони Хопкинсом в главной роли. Теперь же и русский читатель узнает массу поражающих оображение фактов о жизни Пабло Пикассо. Этот невысокий, рано облысевший каталонец был Дон Жуаном, Дионисом и Кришной в одном лице. На всем протяжении своей долгой жизни он неустанно вступал в сексуальные связи с бесчисленным количеством женщин — от представительниц парижского полусвета до совсем неопытных девиц. При этом великий художник был сущим монстром. Предавал друзей. Был жаден до безобразия, даже когда стал очень богатым человеком. Проявлял совершенно чудовищную неблагодарность к людям, которые бескорыстно ему помогали. И что особенно ужасно, непрерывно унижал и даже бил своих жен и любовниц.
Особо скользкие эпизоды биографии художника в тексте изложены вполне тактично. В романтической истории подростковой дружбы Пикассо с молодым цыганом гомосексуальный подтекст прочитывается только в виде осторожных намеков. А вовлечение юной красотки в садомазохистские отношения просто фиксируется как данность, без подробностей. И все же следует, видимо, постараться как-то оградить пытливые умы подрастающего поколения от этого занимательного чтения, несмотря на то что издатели и не сочли нужным обозначить возрастные ограничения. Потеря, по правде говоря, для юношества не столь уж и велика. Такие скучные материи, как «эволюция творческого метода», у автора вызывают отчетливую идиосинкразию. И ничего, что читатель этой книги, очутившись перед Авиньонскими девицами в нью-йоркском Музее современного искусства, вспомнит лишь рассказ о том, как Пикассо с друзьями прогуливался по набережной Сены, скупая курьезные африканские статуэтки, а увидев один из портретов Доры Маар, укрепится в убеждении, что корни сюрреализма следует искать в мизогинии, то есть хроническом женоненавистничестве. Английский критик Роберт Хьюз высказался по поводу подобного подхода к изучению искусства так: «Это как писать серьезную биографию Черчилля, не зная ничего о британской политике». Но у Арианны Хаффингтон совсем другая специализация. Она долго вела популярную колонку светских новостей, а для успеха в такой деятельности необходимо быть компетентным в самом широком спектре проблем — от искусства до большой политики (именно в этой области г-жа Хаффингтон и проявила себя в последние десятилетия).
Первый опус автора в жанре беллетризированной биографии был посвящен Марии Каллас и вызвал бурю негодования у операманов: великая певица в ее изложении оказалась не более чем безвольной куклой в руках вздорного магната. Но в случае Пикассо такой метод, как ни странно, оказывается вполне плодотворным. Авторы обстоятельного исследования Пикассо как бренд-менеджер, опубликованного в прошлом году в European Journal of Marketing, почерпнули очень много полезной информации в книге Хаффингтон. Пикассо и в самом деле очень тщательно и трепетно выстраивал свой имидж. Увы, но для другого серьезного исследования — Пикассо и рождение рынка современного искусства (University of California Press, 1996) — обсуждаемая книга ничего особенно не дает: у Хаффингтон великие маршаны Амбруаз Воллар и Анри Канвайлер оказываются персонажами на удивление невыразительными.
Но, что самое интересное, даже ключевая тема книги — женщины Пикассо — оказывается таинственным образом увязана с той самой творческой эволюцией, которой так сторонится Хаффингтон. Для понимания картин Анри Матисса нам нет никакой особой необходимости выучивать назубок список всех его любовниц. А вот Пикассо — случай особый. Параллельно с бурным романом с Фернандой Оливье, канонической представительницей парижской богемы, он совершил революцию и создал Авиньонских девиц. Роман с дамой очень светской, Ольгой Хохловой, совпал с «неоклассическим » периодом Пикассо. И наконец, пылкая связь с неукротимой революционеркой Дорой Маар привела к созданию Герники. Где тут причины, а где следствия — нам никогда не понять.