18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Крупно, дорого и со значением: репортаж с ярмарки Art Basel

Марк Ротко за $36 млн, публичное обнажение и тоска по социализму — на ярмарке Art Basel в этом году смешалось все и вся. Впрочем, как и всегда

Ярмарка модернизма и современного искусства Art Basel скоро отметит 50-летие, и все это время она ухитряется быть актуальной — в области цен на искусство уж точно. Art Basel проводит ярмарки в Майами и Гонконге, но швейцарское издание по-прежнему сохраняет статус главного европейского события в своем формате.

Голая правда

Первым, что увидели гости, явившиеся на ВИП-открытие ярмарки Art Basel 12 июня, было странное зрелище: группа из девяти женщин и одного мужчины, завернутых в золотистые термоодеяла, вышла на площадь, сбросила накидки, оставшись в одних трусах и явив публике тела, выкрашенные красной краской, и пустилась в пляс перед главным входом. Ко всему привычные любители искусства и бровью не повели, решив, что так и задумано. Продлилось действо всего несколько минут. Затем полиция пресекла художественную акцию (автором ее оказался швейцарский художник Дональд Якоб) и доставила участников в отделение.

На самой ярмарке, работающей до 17 июня, провокаций ждать не нужно: раздеться догола и вымазаться красной краской галеристам в голову не приходит — хотя это сильно оживило бы атмосферу. Они привлекают внимание посетителей другими способами. Галерея Gagosian традиционно интригует отсутствием этикеток. Хочешь не хочешь, а пообщаться с консультантом придется, хотя бы из любопытства. На ее стенде выставлена одна из самых дорогих — если не самая дорогая — работ ярмарки — абстракция Марка Ротко 1962 года за $36 млн.

Прошлогодний фаворит Жан-Мишель Баскиа, живопись которого галеристы, вдохновившись нашумевшим аукционным рекордом ($110 млн), продавали тогда по $35 млн, на этот раз представлен скромнее: две галереи предлагают его крупноформатные коллажи на бумаге, третья — рисунок. Впрочем, коллекционеры рады и этому — коллаж «Отель „Корона“ — „Олимпия“» (1982) на стенде Lévy Gorvy за $17 млн уже зарезервирован покупателем. Галерея Edward Tyler Nahem Fine Art просит за похожую, но незаконченного вида работу $15 млн. После этого цена в $2 млн за сложнейший по композиции рисунок того же художника на стенде галереи Van de Weghe Fine Art почти не выглядит пугающей.

Монреальская галерея Landau Fine Art каждый год привозит в Базель музейного уровня живопись Рене Магритта и Жоана Миро. За большое полотно Магритта «Чувствительная струна» (1960) с изображением облака в прозрачном бокале канадские галеристы просят $29,5 млн, за картину Миро «Женщина, мечтающая о побеге» — $27,5 млн.

Круглых зеркальных работ Аниша Капура на ярмарке столько, что их можно принять за некий повторяющийся элемент дизайна павильона. Цены на них галеристы, хоть американские, хоть итальянские, дружно называют в фунтах стерлингов — таково требование художника, гражданина Великобритании и образцового патриота. Поэтому прицениваться к «зеркалам», примерно одинаковым по размеру и различающимся лишь по цвету, покупателям очень удобно. Суммы колеблются от £750 тыс. до £900 тыс.

На заданную тему

Выбирая работы для ярмарки, большинство галеристов, которым удалось пробиться в основной раздел, руководствуются принципом «все лучшее сразу», но некоторые попытались привязать свои экспозиции к повестке дня.

Цюрихская галерея Galerie Gmurzynska отвела основную часть своего стенда живописи и скульптуре недавно скончавшегося американца Роберта Индианы. За одну из бесчисленных версий его самой знаменитой работы Love просят $1,5 млн. Удивительная деревянная скульптура «Индиана» (1979), напоминающая вольную вариацию на тему индейского тотема, была продана в первый же день ярмарки — за сколько именно, сотрудники галереи тактично умалчивают.

В Вене с большим размахом празднуется 100-летие смерти Отто Вагнера, Густава Климта, Коломана Мозера и Эгона Шиле — к странному юбилею приурочено множество выставок в музеях города. Поймать волну решили и галеристы, здраво рассудив, что интерес к этим художникам теперь наверняка вырастет. Нью-йоркская Galerie St.Etienne привезла впечатляющую подборку живописи, акварелей и рисунков Шиле, Климта и Оскара Кокошки. Акварели Шиле можно приобрести за €1,7–3,5 млн, карандашные рисунки — на порядок дешевле, по €200–250 тыс. Графика Климта обойдется в €45–125 тыс., Кокошки — от €60 тыс. до €180 тыс. В октябре владелица галереи Джейн Каллир планирует запустить онлайн-каталог Шиле, идя по стопам своего деда Отто Каллира, автора первого каталога-резоне этого художника. Подборку графики Шиле, Климта и Кокошки представила и лондонская галерея Richard Nagy, стенд которой расположен по соседству. Цены те же, но выбор меньше: лучшие работы уже раскуплены.

Говоря о тематических экспозициях, нельзя не упомянуть галерею с труднопроизносимым названием Hazlitt Holland-Hibbert. Ее стенд, посвященный британскому поп-арту, где представлены работы Аллена Джонса, Джо Тилсона, Джеральда Лэнга и Энтони Дональдсона, — полноценное кураторское высказывание — хоть сейчас в музей!

Размер имеет значение

Вполне музейные амбиции у раздела Unlimited, где выставлены крупные инсталляции и видео. Недаром его уже второй год подряд курирует Джанни Джетцер, куратор вашингтонского Музея Хиршхорна. На этот раз посетителей встречает гигантская инсталляция болгарского художника Недко Солакова — девять диванов в виде иероглифов, в которые встроены экраны для демонстрации видео. Охватить ее взглядом целиком можно только сверху — и такую возможность куратор зрителям предоставил, поместив рядом с инсталляцией громоздкую алюминиевую конструкцию со смотровой площадкой наверху — работу Даниеля Бюрена. Иероглифы складываются во фразу «Я почти скучаю по социализму», о чем посетители, не владеющие китайским, могут узнать, лишь спустившись вниз и прочитав подпись. Выходцев из постсоветского пространства ностальгический порыв может и напугать, однако впечатления в экспозиции Unlimited тщательно сбалансированы — позитив обязательно должен перевешивать негатив. Рядом с тревожными образами вроде катящихся горящих покрышек из видео Риркрита Тиравания, посвященного беспорядкам в Бангкоке, непременно соседствует нечто духоподъемное типа ярких кубиков Лары Фаваретто, сложенных из цветных конфетти, рассыпающихся от движения воздуха. Американский художник Пол Рамирес Джонас своим перформансом «Альтернативные факты», идущим в двух шагах от инсталляции Солакова, напоминает, что к словам и текстам не стоит относиться слишком серьезно: художник, официально зарегистрированный в США как нотариус, готов удостоверить своей печатью любую ложь, записанную под диктовку посетителя. На Unlimited представлены работы таких звезд, как Йоко Оно, Дженни Хольцер, Ай Вэйвэй, Мэтью Барни, Джеймс Таррелл и Арман. И хоть придирчивые критики и обвиняют куратора в погоне за «брендовыми» именами в ущерб качеству самих произведений, у посетителей этот раздел ярмарки едва ли не самый популярный.

Продолжает тему крупномасштабного и подчеркнуто некоммерческого искусства инсталляция Halo, прячущаяся глубоко под землей, в подвальном этаже одного из офисных зданий рядом с ярмаркой. Проект британского дуэта Semiconductor, посвященный столкновениям частиц, был задуман во время пребывания в арт-резиденции центра ядерных исследований ЦЕРН и реализован при поддержке часовой марки Audemars Piguet, партнера Art Basel. Круглая конструкция, таинственно мерцающая во мраке подземелья, одновременно и медиаскульптура, и музыкальный инструмент. Она впечатляет сочетанием ультрасовременных технологий с самыми что ни на есть традиционными. Когда на экранах возникают сгенерированные компьютером «столкновения», по натянутым от пола до потолка струнам ударяют молоточки наподобие тех, что используются в часовых механизмах. Эта идея возникла у художников после посещения часового производства.

По странному совпадению саунд-арту был посвящен и проект другого партнера ярмарки — BMW, представленный гостям на большой вечеринке 12 июня. Гонконгский художник Самсон Янг выступил с фрагментом своей композиции Such Sweet Thunder («Такой приятный гром»), основанной на звуках колоколов, записанных во время путешествия, которое стало дебютной частью проекта BMW Art Journey. С тех пор компания BMW отправляет художников ездить по миру за вдохновением каждый год.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
Строение конца XVII века после проведенной реставрации выглядит не совсем так, как при молодом царе Петре Алексеевиче, но гораздо лучше, чем всего несколько лет назад, когда его состояние было фактически аварийным
28.11.2024
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
4
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
В Пушкинском музее начала работу еще одна выставка по мотивам великой коллекции
26.11.2024
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
5
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
Книга Оскара Мартинеса «Пороги» — это сборник занимательных путеводителей по широко известным памятникам. Автор создал череду историко-архитектурных эссе, окрашенных личными впечатлениями и оценками. А выросло это все из лекционного материала
08.11.2024
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
6
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
Поставить Алексея Моргунова в один ряд с первыми авангардистами начала ХХ века Ларионовым, Малевичем и Татлиным — цель выставки в Новой Третьяковке. Задача сложная. Начнем с того, что большинство зрителей спрашивают: «Моргунов? А это кто?»
13.11.2024
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
7
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Музею AZ исполняется десять лет. Его основатель и директор, коллекционер Наталия Опалева, рассказывает, как от Анатолия Зверева и шестидесятников азарт привел ее к современному искусству, о новом пространстве и новых горизонтах
25.11.2024
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+