18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Образа из России уходили по двойной-тройной цене. Коллекция посла вернется частью

10 апреля нью-йорский Bonhams провел торги, привлекшие особое внимание российских коллекционеров и дилеров: была представлена разом коллекция русских икон, до сих пор практически неизвестная. Так сложилось, что отечественный рынок икон — сфера очень закрытая, даже в сравнении с остальным российским рынком антиквариата, традиционно не стремящимся к публичности. Как и в советское время, большинство крупных коллекционеров икон прекрасно знают друг друга, следят за судьбами целых коллекций и отдельных значимых икон, которые редко появляются в открытой продаже и очень быстро находят новых владельцев. Относительное изобилие рынка икон, запомнившееся по 1990-м годам, ушло в прошлое, почему в наши дни коллекционеры не упускают возможности делать покупки за рубежом.

Откуда там иконы? Зарубежные коллекции русских икон начали активно формироваться после Октябрьской революции: иконы вывозили эмигранты, иконы продавало советское государство. Поскольку в начале ХХ века русская иконопись приобрела в мире высокую художественную репутацию, а зарубежные цены значительно превышали цены советского черного рынка (легального внутреннего рынка икон в СССР не существовало), в 1970-е годы были налажены каналы нелегального вывоза икон из страны: сотрудниками дипломатических представительств, членами экипажей морских судов, совершавших загранплавания. Основными центрами европейской торговли иконами в то время стали Германия, Голландия и Италия; появились антиквары, специализирующиеся на русских иконах, в США. Еще одним источником формирования современных западных коллекций икон стали личные собрания высокопоставленных иностранных дипломатов, работавших в Советском Союзе. Для многих приобретение русского искусства и иконописи было искренней страстью — гостеприимные хозяева им в этом не препятствовали (хоть продажа икон и предметов культа в СССР и была запрещена), а нередко и помогали, организуя посещения запасников музеев и хранилищ икон (особенно в 1920–1940-е годы). Периодически на Западе проходили аукционные продажи икон: например, в 1980 году аукционный дом Christie’s с успехом провел торги, где была продана считавшаяся тогда эталонной коллекция икон покойного Джорджа Ханна, собранная и вывезенная им из Советского Союза в конце 1930-х. Однако начиная с 1990-х годов главными участниками таких аукционов стали русские коллекционеры, поскольку желание покупать у них никогда не исчезало, а деньги наконец-то появились. Десятого апреля 2014 года в Нью-Йорке аукционный дом Bonhams выставил на торги коллекцию икон, поступившую от наследников Лоуренса Штейнгардта, занимавшего в 1939–1941 годах пост посла США в СССР. Ранее часть ее выставлялась в музее Хиллвуд, где собрана одна из самых интересных коллекций русского искусства в США. Штейнгардт, бывший третьим по счету послом США в СССР, серьезно увлекся коллекционированием русской иконописи и лично отбирал каждый предмет для пополнения своего собрания — в результате в ее составе оказались работы мастеров основных иконописных школ XVI–XX веков, включая старообрядческие иконы.

Российские коллекционеры и искусствоведы традиционно достаточно хорошо знают крупные собрания икон — как отечественные, так и зарубежные. Однако, по словам завотделом древнерусского искусства Государственной Третьяковской галереи Натальи Шередеги, об этой коллекции ранее в России известно не было. Директор Музея русской иконы Николай Задорожный впервые услышал о собрании Штейнгардта примерно полгода назад — от сотрудницы аукционного дома Bonhams, посетившей музей. У американских коллег Задорожного, занимающихся русскими иконами, также не было предварительной информации об этой коллекции. Тем не менее опытные коллекционеры быстро оценили ситуацию, и торги, кстати, очень оживленные, прошли с впечатляющим результатом: из 62 икон было продано 43 (69%) на общую сумму $1,34 млн. Следует отметить, что более 60% проданных икон ушли за сумму, не превышающую $10 тыс., однако шесть лотов перешагнули границу в $100 тыс. Среди этих рекордсменов — трехчастная икона начала XVIII века Спас Эммануил с архангелами, проданная за $227 тыс., с более чем двукратным превышением эстимейта; строгановская икона Воскрешение и сошествие во ад, ушедшая за $106,25 тыс., с более чем троекратным превышением эстимейта; ну а самым дорогим лотом аукциона стал Деисусный чинс праздниками и святыми ростовской школы конца XVI века, проданный за $245 тыс. (эстимейт $18–25 тыс.).

МНЕНИЕ

Николай Задорожный
Директор Музея русской иконы

Какое впечатление произвела коллекция Лоуренса Штейнгардта на специалистов Музея русской иконы?

Информация о торгах Bonhams заинтересовала Михаила Абрамова, владельца нашего музея, и он направилв Нью-Йорк замдиректора музея Ирину Шалину, что бы посмотреть вещи вживую. Собрание оказалось интересным, но очень неровным, на ряду с подлинными шедеврами там присутствовали совершенно рядовые произведения. Трудно назвать это коллекцией в полном смысле слова: коллекция все-таки предполагает некую концепцию, отобранность произведений. А тут был хаотичекий набор русских икон, заинтересовавших господина посла. Создатель коллекции, судя по всему, не был специалистом в области иконописи, поэтому приобретал случай ные вещи, несопоставимые по уровню с некоторыми уникальными иконами, которые также ему попадались.

Тем не менее Музей русской иконы сделал покупки на этом аукционе?

В нашем собрании ранее не было ни одной иконы строгановской школы, и мы купили прекрасный подписной складень (лот 1048) О тебе радуется, выполненный по заказу Максима Яковлевича Строганова (первая треть XVII века, $100 тыс.).

Еще мы купили складень (Богоматерь Смоленская, Шестоднев праздников и Суббота всех святых) (лот 1039), который был атрибутирован как работа кремлевских мастеров, но в действительности это Великий Устюг. Складень датирован, и известно, что это вклад великоустюжского митрополита в один из монастырей Великого Устюга (середина XVII века, $173 тыс.). И очень интересным при обретением стала икона (лот 1059) работы венецианского мастера в итало-критском стиле, изображающая святых Фанурия и Антония Падуанского (конец XVII века, $15 тыс.). Это очень редкий случай, когда на одной иконе изображены православный и католический святые.

Насколько активно шли торги, и можно ли предположить, откуда были покупатели?

Ход торгов подтвердил правило, что уникальные иконы всегда стоят дорого: торг за них шел упорный. Я знаю, что удачные покупки совершил Гари Татинцян (лоты 1009 и 1023): это икона Рождество Христово, датированная XVII веком, но она на 100 лет старше (Суздаль, $106,3 тыс.), и икона с деисусным чином, наиболее почитаемыми праздниками и из бранными святыми (Ростов Великий, конец XVI века, $245 тыс.). Пополнил свое со брание коллекционер Сергей Ходорковский: он купил икону Единородный Сыне (лот 1001) (Москва, первая полови на XIX века, $8,1 тыс.) и образ святого Александра Невского (лот 1008) (Москва, начало ХХ века, $5 тыс.). По словам коллекционеров, мы сможем увидеть эти иконы в России.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
6
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
7
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+