Центру Помпиду не дает покоя слава Музея Гуггенхайма. Расширяя сферу влияния, институция так же обзаводится представительствами по всему миру: во французском Меце, испанской Малаге, Брюсселе, Персидском заливе, Шанхае и, возможно, скоро в Латинской Америке. Окрыленный успехом филиала в Малаге и опытом Лувра — Абу-Даби, президент Центра Помпиду Серж Лавинь не боится новых проектов, поскольку считает, что только так парижский музей может выстроить прочные отношения с мировыми художественными центрами.
В мае стартовала 13-месячная «мультидисциплинарная программа» в Центре Помпиду в Брюсселе, который разместится в бывшем гараже автомобилестроительной компании Citroën — здании 1930-х годов, приобретенном для музея региональными властями. В рамках программы пройдут архитектурные экспозиции, выставка скульптур из металлических листов, сеансы любительской киностудии и перформанс. В минувшем марте переделывать бывший гараж в культурный центр под названием Kanal-Center Pompidou доверили архитектурным бюро NoAarchitecten (Брюссель), EM2N (Цюрих) и Sergison Bates (Лондон). Реконструкция стоимостью €140 млн начнется этой осенью и будет завершена к концу 2022 года. В ходе реновации парижский музей будет курировать программу выставок. В конечном итоге филиал Центра Помпиду займет половину площади, а остальное разделят между музеем архитектуры и общественными пространствами.
По словам Лавиня, «до начала лета» он подпишет итоговое соглашение об открытии шанхайского филиала, которое намечено на весну 2019-го; там будет проходить пять-шесть выставок в год.
В апреле Центр Помпиду заключил пятилетний меморандум с национальной нефтяной компанией Саудовской Аравии Saudi Aramco в рамках сотрудничества с Центром мировой культуры короля Абдулазиза (известным как ITHRA) в Дахране. С 2013 года французский музей активно участвует в его выставочной и кинопрограммах. Отношения вышли на новый уровень во время недавнего визита в Париж наследного принца Мохаммеда бин Салмана аль-Сауда, за несколько часов до заключения франко-саудовского соглашения о культурном развитии региона Аль-Улы, где Центр Помпиду будет курировать часть будущего музея арабской цивилизации. Благодаря этому сотрудничеству также развивается коллекция послевоенного и современного искусства Лувра — Абу-Даби.
А Лавинь тем временем обратил внимание на колумбийскую столицу — Боготу, в которой видит потенциал для культурных обменов. «Новые филиалы помогут реструктурировать наши коллекции, — говорит он. — Мы должны быть в Китае, чтобы следить за движением арт-сообщества и приобретать перспективные работы, прежде чем они попадут на международный рынок. И то, что работает в случае Азии, справедливо также в отношении арабского мира и других континентов». Он подчеркивает, что, пережив три войны с Германией меньше чем за столетие, Франция лишь недавно осознала, что в ее музеях полностью отсутствует современное немецкое искусство. А еще французские кураторы в свое время не снизошли до американского поп-арта, цены на который сейчас, в свете урезания госсубсидий для музеев, кажутся заоблачными.
Амбиции Лавиня только подстегнул запрос продлить еще на пять лет договор о сотрудничестве, который истекает в 2020 году, от испанской Малаги — первого города, обратившегося с предложением открыть то, что тогда называли «временным Помпиду». «Малага не была в числе городов, которые мы рассматривали в рамках нашей программы международного развития, — говорит Лавинь, — но мы очень рады, что тамошний проект оказался столь успешным и стал полигоном для экспериментов, которые вошли в практику в других местах».
Экспансия еще и помогает музею пополнять казну: в Париж поступает около €1,5 млн в год с каждого международного отделения. А широкое признание и хорошая репутация способствовали тому, что музей стал предоставлять услуги “à la carte”, помогая организовывать выставки, открывать детские центры и издавать выставочные каталоги (без логотипа Центра Помпиду). Через два-три года его предприимчивый президент планирует запустить образовательные программы для специалистов.
Глобальное расширение музейной сети по факту просто необходимо одной из крупнейших в мире коллекций послевоенного и современного искусства. «У нас в собрании 120 тыс. работ, из которых 93% находятся в запасниках», — констатирует Серж Лавинь. По его мнению, Франция может активнее использовать это культурное богатство, чтобы выступить «против агрессии в сегодняшнем мире, поддержав культурный обмен и вечные ценности».