18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Интенсивная терапия для пострадавших херувимов

№64
Материал из газеты

В Германии реставрируют «Мадонну с херувимами» Донателло. Она оказалась в числе тысяч произведений искусства, пострадавших в мае 1945-го при пожарах в зенитной башне,стоявшей на востоке Берлина

В реставрационной мастерской Музея Боде в Берлине глава реставрационного отдела Пауль Хофман показывает на блестящий участок на руке Девы Марии с терракоты Донателло «Мадонна с херувимами» (около 1440): «Это все, что сохранилось от красочного слоя». «Мадонна с херувимами» была в числе тысяч произведений искусства, пострадавших в мае 1945-го при двух пожарах в зенитной башне, стоявшей на востоке Берлина в районе Фридрихсхайн. Скульптуры распадались на фрагменты, мрамор превращался в известь, а керамика, гобелены, золото и слоновая кость были утрачены навсегда.

При финансовой поддержке Художественного фонда Эрнста фон Сименса Государственные музеи Берлина ведут сейчас реставрацию 59 произведений из числа тех, что были вывезены трофейными бригадами в СССР и позднее возвращены в Германию. Речь о предметах, которые пострадали настолько серьезно, что экспонировать их уже не представлялось возможным. По мнению генерального секретаря фонда Мартина Гернеса, «реставрация важнее приобретений». «Приобретая произведения такого уровня на рынке сейчас, нам пришлось бы заплатить в несколько раз больше, чем сумма, которую мы вкладываем в реставрацию, — если бы они вообще оказались в продаже», — подчеркивает он.

Гернес не сообщает, сколько его фонд выделил на берлинский проект, который входит в число 240 программ, финансируемых в рамках инициативы «Искусство из запасников». С 2014 года, когда стартовал этот пользующийся поддержкой частных и государственных фондов проект, выделено уже более €23 млн. Кроме того, Художественный фонд Эрнста фон Сименса финансирует научный обмен между берлинскими реставраторами и их коллегами из Пушкинского музея в Москве.

Реставрационная мастерская Музея Боде напоминает отделение интенсивной терапии. На столах лежат два знаменосца работы итальянского мастера Туллио Ломбардо, разбитые на фрагменты. Когда-то они украшали одну из венецианских церквей. Реставраторы хотят установить скульптуры на металлические стержни, что позволит экспонировать их вертикально.

Что же касается рельефа Донателло, то специалисты начали с того, что удалили установленную советскими коллегами железную опорную раму, которая могла разрушить произведение из-за коррозии. Они восстановили утраченные участки керамической поверхности и планируют подкрасить ее. Но Хофман говорит, что полностью восстанавливать цвета не станут, поскольку фотография недостаточно точно передает оттенки. Ожидается, что это произведение появится в экспозиции музея в 2019 году. 

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
6
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
Книга Оскара Мартинеса «Пороги» — это сборник занимательных путеводителей по широко известным памятникам. Автор создал череду историко-архитектурных эссе, окрашенных личными впечатлениями и оценками. А выросло это все из лекционного материала
08.11.2024
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
7
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Предыдущая ретроспектива творчества передвижников — всех вместе, а не по одному — проходила больше полувека назад и была как раз передвижной: она путешествовала по нескольким городам СССР. На этот раз, похоже, дело ограничится Москвой
05.11.2024
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+