18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Шедевр Микеланджело вновь переехал

№65
Материал из газеты

Величайшая реликвия Великобритании — мраморный барельеф Микеланджело «Мадонна Таддеи» — заняла почетное место в новой галерее Королевской академии художеств в Берлингтон-Гарденс

Тондо «Мадонна Таддеи», или «Тондо Таддеи», Микеланджело, ранний шедевр гения и величайшее из сокровищ Королевской академии художеств, снова переезжает. Круглый незавершенный мраморный барельеф, изображающий Марию с младенцем Христом и Иоанном Крестителем, с 1991 года занимал специально отведенную нишу у входа в Галереи Саклера, а в прошлом году погостил в Национальной галерее на выставке «Микеланджело и Себастьяно». Там, в отличие от прежнего, весьма скромного места — в конце длинного зала с рядами гипсовых скульптур, его буквально смогли увидеть в новом свете.

Тондо, освобожденное от зеленоватого пуленепробиваемого стекла, удивляло не только виртуозной техникой Микеланджело, которая видна во всех потрясающих деталях барельефа (их можно разглядеть благодаря новейшей технологии защитного экрана), но и игрой света и нежных теней, сосредоточивших огромную эмоциональную и духовную силу этого произведения.

После выставки тондо демонстрировалось в контексте других экспозиций Национальной галереи — рядом с шедеврами Высокого Возрождения, в частности с рисунком «Мадонна с Младенцем, святой Анной и Иоанном Крестителем» Леонардо да Винчи, который Королевская академия продала Национальной галерее в 1962 году за £800 тыс.

«Мадонна Таддеи» была завещана академии сэром Джорджем Бомоном, талантливым пейзажистом-любителем и ценителем живописи. Он, в свою очередь, приобрел ее в Риме у французского художника-неоклассициста и коллекционера Жан-Батиста Викара. Кроме того, что Викару принадлежало крупное собрание работ Микеланджело, при Наполеоне он отвечал за вывоз произведений искусства из Италии, Франции и австрийских Нидерландов для французских музейных коллекций. И конечно, воспользовался служебным положением, чтобы добыть работы Микеланджело для себя. Хотя потом утверждал, что купил тондо в 1812 году у прямых наследников владельцев палаццо Таддео Таддеи во Флоренции, где оно хранилось с первых дней существования, а затем продал его умолявшему Бомону по сравнительно выгодной цене. Организовать сделку и отправку барельефа в Англию помог великий итальянский скульптор Антонио Канова.

Как только тондо установили в берлоге Бомона на Гросвенор-сквер в Лондоне, «для всех художников оно стало главным предметом разговора», с энтузиазмом сообщал шотландский живописец Дэвид Уилки. Скульптор Иоганн Генрих Фюссли якобы даже пытался удержать свою коллегу по цеху Энн Сеймур Дамер, «которая рвалась его закончить». Уилки сделал эскиз тондо; набросал его и Джон Констебл в 1830 году, когда после смерти Бомона барельеф перевезли в Королевскую академию. Бомон пожелал, чтобы прекрасное тондо осталось в горячо любимой им институции. Великий мраморный барельеф работы Микеланджело весом 350,75 кг был доставлен в академию за £1.

За всю историю «Мадонна Таддеи» всего дважды покидала свой новый дом (впервые в 1966 году, на выставку в Музей Виктории и Альберта), хотя в самой академии за 188 лет пребывания ее переносили не раз. Теперь прославленный мрамор займет почетное место в новой Галерее коллекции, спроектированной Адриеном Гардером, которую курирует президент Королевской академии Кристофер Ле Брюн, — снова среди копий. 

Тондо будет находиться в северном конце зала, между окон. Таким образом, барельеф станет кульминацией раскрывающейся перед зрителем перспективы. Почетную компанию ему составят копия «Тайной вечери» Леонардо да Винчи, созданная в XVI веке Джампьетрино, с левой стороны и три копии этюдов для фрески Рафаэля, выполненные Джеймсом Торнхиллом, с правой. 

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
5
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
6
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
7
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
В Государственном историческом музее идет выставка «Свояси. Путь современного русского искусства», посвященная поиску архетипических культурных кодов
17.03.2025
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+