Самый большой арт-парк Европы появился в калужской глуши благодаря бурной деятельности бывшего живописца, близкого к группе «Митьки», Николая Полисского и его друзей — художников и архитекторов. Поселившись в деревне на берегу реки Угры, Полисский сменил не только образ жизни, но и художественный язык — вместо картин стал создавать гигантские объекты из недол- говечных природных материалов: сена, дерева, виноградной лозы. Завербовав помощников из местных крестьян, художник организовал артель «Никола-Ленивецкие промыслы», занятую исключительно современным искусством, — социальный эксперимент, по дерзости ушедший далеко вперед от робких попыток хождения в народ русских интеллигентов в позапрошлом веке. Часть объектов на территории парка создана самим Полисским, другие — участниками фестиваля «Архстояние», проходящего здесь с 2006 года. После ухода и банкротства главного спонсора «Архстояния» — основателя сети «Связной» Максима Ноготкова — судьба земель, на которых расположен парк, оказалась под вопросом. Но пока участь Никола-Ленивца решается в суде, жизнь в нем идет своим чередом. С 29 июня по 1 июля здесь пройдет «Архстояние детское», а с 27 по 29 июля — основная версия фестиваля. В этом году его тема — «Создание». Приезжать сюда можно круглый год: в парке и его окрестностях работают гостевые дома и точки общепита.
То, что современное искусство и алкоголь неотделимы друг от друга, известно любому посетителю вернисажей. В поместье Кастелло ди Ама, расположенном на полпути из Пизы во Флоренцию, их союз дал особенно впечатляющие плоды. Поместье, принадлежащее супругам Марко Палланти и Лоренце Себасти, — одно из крупнейших винодельческих хозяйств Тосканы. (Его продукция поставляется во многие страны мира, в том числе в Россию.) На досуге хозяева коллекционируют site-specific-инсталляции. Каждый год они приглашают какого-нибудь художника пожить у них несколько месяцев, чтобы тот, усердно дегустируя продукцию хозяйства, создал очередной шедевр непосредственно на месте ее производства. Точку для размещения работы творцы выбирают сами. Аниш Капур решил, что самым подходящим местом станет часовня, скульптура- фонтан Луиз Буржуа прячется в мрачном темном подвале, зеркальная инсталляция Микеланджело Пистолетто — в бывшем винном погребе. В 2010 году в Кастелло ди Ама побывали Илья и Эмилия Кабаковы. Их работа скрывается в бывшем доме садовника в дальнем конце поместья. Смотреть на нее, по замыслу авторов, следует в телескоп, установленный на подоконнике хозяйской виллы. Заглянув в него, зритель-вуайерист обнаруживает, что за столом скромного жилища собрались люди и ангелы. Посетить поместье можно по предварительной записи. А при желании и остаться ночевать: несколько комнат в доме сдаются постояльцам.
Необычный парк в курортном местечке Этрета в Нормандии был связан с искусством с самого начала. Первая хозяйка, заложившая его в 1903 году, вдохновлялась картинами Клода Моне: художник написал в этом городке немало пейзажей. В память о нем одна из частей парка названа «Сад впечатлений». Жардан д’Этрета в его нынешнем виде — дело рук трех партнеров из России: коллекционера Марины Лебедевой и ландшафтных дизайнеров и архитекторов Александра Гривко и Марка Думаса. Купив сад, они начали методично наполнять его искусством — российским и не только. Работы художников вписаны в ландшафт с несколько сюрреалистическим остроумием. Терракотовые скульптуры Сергея Катрана, посвященные звуковым волнам, покачиваются над тропинкой среди листвы, гротескные лица-шары испанца Самуэля Сальседо прячутся среди округлых подстриженных кустов, а гигантская пластиковая ракушка петербурженки Алены Коган запуталась в ветвях, будто выброшенная на берег неведомым цунами. В апреле в саду устроила перформанс московская художница Саша Фролова. Надувные фижмы новой Марии-Антуанетты и ее придворных как нельзя лучше смотрелись в окружении барочных изысков топиарного искусства.
Арт-резиденции часто располагаются в живописных медвежьих углах. И это правильно, ведь среди природных красот и вдали от городской суеты художникам работается куда продуктивнее. Типичный пример — арт-вилла «Гарикула» в 80 км от Тбилиси. Основал ее грузинский художник Караман Кутателадзе, внук русского дадаиста Кирилла Зданевича. Каждый год здесь проводится фестиваль Fest i Nova, посвященный братьям Зданевичам — Кириллу и Илье, издателю малотиражных «книг художника» (livres d’artiste). В течение всего года в «Гарикулу» приезжают творческие личности со всего мира, работающие в разных жанрах — от живописи до перформанса. Попадаются среди них и наши соотечественники — художники и архитекторы. Здесь гостили создательницы «книг художника» Катя Кравцова и Саша Маршан, основатели московского архитектурного бюро Wowhaus Дмитрий Ликин и Олег Шапиро, их коллега из «Стрелки» Настя Рычкова, перестроившая старую винодельню в выставочный зал. Резиденция работает с 2000 года, и за 18 лет на территории образовался стихийный арт-парк. Многие объекты, созданные резидентами, остаются в усадьбе и после окончания фестиваля. В числе новых поступлений — работы американского дуэта уличных художников ICY & SOT, посвященные ресайклингу: разноцветная скульптура из мусора и зеркальный силуэт человека, лежащий в траве и отражающий проплывающие по небу облака.
Парк Европы под Вильнюсом носит свое имя неспроста. По данным Французского географического института, центр Европы расположен примерно в этих местах. Парк, основанный в 1991 году, — детище литовского скульптора Гинтараса Каросаса. Сейчас на площади 55 га разбросано более 100 объектов. Один из них даже включен в Книгу рекордов Гиннесса как самое большое произведение искусства, сделанное из телевизоров. В экспозиции преобладают минималистичные скульптуры самого основателя проекта, но попадаются и произведения иностранных гостей — среди них такие звезды, как Сол Левитт, Деннис Оппенгейм, Магдалена Абаканович. При парке действует арт-резиденция, куда приезжают художники из разных стран, они ежегодно пополняют экспозицию собственными работами. Были среди них и россияне. Для посетителей парк открыт круглый год, включая выходные и праздники, — случай для Европы поистине уникальный.
Поместье Александра фон Вегезака среди прочих арт-парков стоит особняком. Его хозяин известен как сооснователь Музея дизайна Vitra в предместье Базеля и обладатель внушительного собрания дизайнерских стульев. Кроме того, эксцентричный аристократ коллекционирует дома от знаменитых архитекторов. Обширный парк вокруг его фамильного замка в 80 километрах от Парижа украшают павильоны, построенные по заказу хозяина звездами из разных стран. Среди них — Александр Бродский, в России более востребованный как художник и дизайнер выставок, и мэтр российского ленд-арта Николай Полисский. Посетить парк можно только летом и только с экскурсией, записавшись на нее заранее на сайте. В июле — августе в замке проводятся выставки и мастер-классы известных архитекторов, дизайнеров и художников. Регулярно участвуют в них и наши соотечественники — в числе спикеров засветились Андрей Бартенев и архитектор Владимир Кирпичев.
Самый свежий скульптурный парк нынешнего лета открывается на территории Château Gütsch в швейцарском Люцерне. В основе парка — коллекция бизнесмена Александра Лебедева и его жены, модели Елены Перминовой. Согласно замыслу устроителей парк создается в стиле «нового русского романтизма». Как объясняют организаторы, были собраны «произведения художников, которые избирают романтическое повествование в стремлении отстраниться от социального давления современного (русского) мира и его сиюминутных тревожных образов и обратиться к личным переживаниям и искусству, отстраненному от социального действия». Можно предположить, что с такой концепцией парк будет максимально располагать к отдыху. Всего можно будет увидеть более 50 арт-объектов, созданных современными российскими художниками, среди которых Анна Желудь, Дмитрий Жуков, Дмитрий Каварга, Василий Клюкин, Андрей Люблинский, Николай Полисский, Марго Трушина. Парк откроется в конце июля — начале августа.