18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Руками не трогать: кто и как охраняет российские музеи

№65
Материал из газеты

Министерство культуры попросит новых защитных мер у правительства и президента

Нападение на картину Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван» в Государственной Третьяковской галерее вновь актуализировало проблему охраны российских музеев. В последний раз эта тема широко обсуждалась в 2015 году, когда участники движения «Божья воля» во главе с Дмитрием Цорионовым (Энтео) разгромили выставку «Скульптуры, которых мы не видим» в столичном Манеже. В результате были повреждены работы скульп­тора Вадима Сидура, ущерб составил свыше 1 млн руб.

Справка

ПРАВОВОЙ АСПЕКТ

Преступление и наказание в сегодняшних нормах

За уничтожение или повреждение объектов культурного наследия действующим российским законодательством предусмотрены следующие варианты наказаний на усмотрение суда: штраф в размере до 3 млн руб., обязательные работы на срок до 400 часов, принудительные работы на срок до трех лет, лишение свободы на тот же срок. Минкульт считает наказание за вандализм по отношению к предметам искусства мягким и намерен инициировать его ужесточение.

Еще…

В том же 2015 году президент Владимир Путин подписал указ (№ 356 от 13 июля) о сокращении штатной численности органов внутренних дел. Российские музейщики называют это решение одним из самых болезненных для государственных культурных учреждений: охранять их теперь почти некому. Музеи, которые лишились физических постов охраны, свою безопасность сегодня обеспечивают лишь при помощи технических средств. К ним относятся видеокамеры, сигнализация и различные датчики, предупреждающие сотрудников музея об опасности, но не предотвращающие ее. Для борьбы с вандализмом, как в случае с Третьяковской галереей, этих мер недостаточно — здесь все зависит от мгновенной реакции сотрудников охраны, утверждают собеседники TANR в крупнейших столичных музеях. Именно поэтому многие из них были вынуждены привлекать на конкурсной основе частные охранные предприятия (ЧОП). Однако ЧОПы не имеют правовой и технической возможности в полной мере обеспечить безопасность федеральных музеев и музеев-заповедников.

«Сложилась парадоксальная ситуация, когда МВД не отрицает необходимости охраны наших учреждений, а де-факто на местах мы стали получать уведомления о снятии постов. В 2016 году функции обеспечения охраны были переданы Росгвардии, и в соответствии со статьей 6 федерального закона № 226-ФЗ от 3 июня 2016 года утвержден перечень объектов, подлежащих обязательной охране. Тем не менее имеющихся постов по-прежнему недостаточно. На сегодня существует дефицит около 1 тыс. штатных единиц, которые должны охранять федеральные музеи. Конечно, невозможно предугадать, кому и когда придет в голову причинять ущерб мировым шедеврам. Но в то же время нельзя не признать, что если бы в Третьяковской галерее было достаточное количество полицейской охраны, то вероятность предотвращения повреждений была бы существенно выше», — рассказали TANR в пресс-службе Министерства культуры.

В 2015–2017 годах на обеспечение безопасности в музеях федерального значения из бюджета было выделено 869 млн руб. Как правило, эти деньги поступают в рамках государственных субсидий. При этом все музеи, как государственные, так и частные, обязаны сами предусматривать расходы на обеспечение безопасности фондов, сотрудников и посетителей. Многие направляют на эти цели часть внебюджетных доходов — они идут главным образом на внедрение и совершенствование технических средств, прежде всего систем видеонаблюдения и пожарной безопасности. Однако для предупреждения вандализма эти меры не работают. Именно поэтому в ряде столичных музеев, прежде всего частных, основное внимание уделяется личному составу службы безопасности. 

Так, в Музее современного искусства «Гараж» сотрудники регулярно проходят тренинги и повышают квалификацию — не только в сфере охраны, но и в том, что касается работы с посетителями. «Мы готовим своих специалистов по международным стандартам в области охраны культурных объектов и музейных помещений. Усиление мер безопасности по одному шаблону в разных музеях, где не только по-разному устроены здания, но даже и сами работы имеют просто-напросто различную структуру (живопись, инсталляции, мелкие предметы, крупные объекты), не имеет смысла. Важнее постоянно совершенствоваться в алгоритмах работы на условно „своей“ территории, предусматривая различные ситуации», — говорит руководитель службы безопасности «Гаража» Сергей Ключерев. По его словам, доступность объекта для потенциального вандала не является решающим фактором — наоборот, кому-то «интереснее» подобраться к сложно охраняемым предметам. В самой Третьяковке также обещают усилить слежение за посетителями. Для этого, в частности, планируют приглашать психологов и психиатров, которые научат смотрителей выявлять подозрительных посетителей.

После инцидента в Третьяковской галерее Министерство культуры проводит регулярные консультации с Росгвардией по вопросу о возможном увеличении числа ведомственных сотрудников для охраны крупнейших музеев. Параллельно эта тема обсуждается и в Белом доме, где, по оценке министерства, «важность проблемы понимают». Кроме того, в ведомстве сейчас готовят прямое обращение к Владимиру Путину. Одновременно в Минкульте задумались об ужесточении наказания за вандализм в отношении культурных ценностей — ожидается, что соответствующие поправки в Уголовный кодекс РФ в ближайшее время будут направлены в Государственную Думу. «Трех миллионов рублей штрафа за попытку уничтожить невосполнимый шедевр недостаточно, учитывая ценность экспоната. Потенциальные преступники должны понимать, что наказание будет суровым и неотвратимым. Возможно, это заставит их задуматься, стоит ли совершать такие поступки», — заявили TANR в министерстве. 

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
3
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
4
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
5
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
6
Золотые рога из Эрмитажа
Новая рубрика в нашей газете рассказывает о важнейших экспонатах российских музеев и частных собраний. Первым стал так называемый костромской олень VII века до н.э.
21.03.2025
Золотые рога из Эрмитажа
7
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+