18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Картину ван дер Вейдена расчищают на глазах у посетителей

№65
Материал из газеты

Наблюдать за работой реставраторов над самым старым живописным произведением в коллекции можно в музее Маурицхейс в Гааге

Впоследние годы посетителям Королевской художественной галереи Маурицхейс в Гааге время от времени выпадает возможность понаблюдать за тем, как специалисты реставрируют и укрепляют картины, например, Яна Вермеера или автора «Щегла» Карела Фабрициуса. С 14 июня галерея запустила очередной проект в этой серии: двое реставраторов работают над самой старой картиной из коллекции музея — «Оплакивание Христа» (около 1460–1464), созданной нидерландским живописцем Рогиром ван дер Вейденом и его мастерской. Работы будут идти до конца нынешнего года в одном из выставочных залов.

Старший реставратор музея Кэрол Потташ говорит, что решение заняться алтарной картиной, выполненной маслом на доске, было принято из эстетических соображений. Ей вернут оригинальные цвета, удалив слои пожелтевшего лака, из-за которых розовый превратился в оранжевый, а небо выглядит скорее зеленым, чем голубым. Также будет удалена потемневшая старая ретушь.

Специалисты надеются, что изучение картины позволит лучше понять, какое место она занимала в творчестве мастера, который не подписывал своих произведений. Опираясь на документы, ученые с уверенностью установили авторство ван дер Вейдена только для трех картин, а более обширная группа работ лишь приписывается художнику и его мастерской. В их число входит и «Оплакивание». «Мы хотели бы выяснить, какая часть картины написана рукой самого мастера», — говорит Потташ.

Куратор Ариане ван Сухтелен объясняет, что создание работ в соавторстве с мастерской было обычной для ван дер Вейдена практикой и специалисты не ожидают, что после расчистки появятся основания пересмотреть атрибуцию. Ван Сухтелен подготовила выставку, которая идет параллельно с реставрацией и посвящена истории заказа картины и методам работы мастерской. Кроме того, флорентинская Галерея Уффици временно передала в Маурицхейс алтарную картину «Положение во гроб», созданную ван дер Вейденом и его мастерской приблизительно тогда же — в первой половине 1460-х годов, и посетители смогут сопоставить два произведения.

Музей стремится дать публике возможность увидеть свою жизнь «изнутри». Ежедневно реставраторы выделяют по полчаса на то, чтобы отвечать на вопросы посетителей. «Люди обожают наблюдать за тем, как по мере продвижения работы реставраторов раскрываются настоящие цвета картины, — говорит Потташ и добавляет: — В краске есть своя магия, по крайней мере для меня». 

Самое читаемое:
1
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
Ангелы и демоны, купчихи, монахини, аэропланы и невесомость — все это и многое другое откроется зрителям, которые смогут выкроить день или два из новогодних праздников
27.12.2024
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
2
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
3
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
Накануне нового выставочного года наша редакция традиционно опросила музеи насчет их планов и публикует свой список прогнозов о самых интересных проектах
27.12.2024
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
4
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
Проект «Жили-были. Школа русской сказки» рассматривает, как сказки и их визуальные воплощения проникли в нашу повседневность и стали масскультурой, окружающей нас везде. Удалось ли кураторам найти оригинальный подход к не новой теме?
23.12.2024
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
5
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
6
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
Русский музей подготовил юбилейную выставку, которая демонстрирует: хотя мы знаем Васнецова в первую очередь по сказочным сюжетам, его творчество оказывается многомерным, не поддающимся однозначным определениям
25.12.2024
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
7
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Открывается для посещения Зубовский флигель Екатерининского дворца в музее-заповеднике «Царское Село». Воссоздание убранства личных покоев императрицы, почти целиком утраченного во время Великой Отечественной войны, заняло пять лет
23.12.2024
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+