18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Картину ван дер Вейдена расчищают на глазах у посетителей

№65
Материал из газеты

Наблюдать за работой реставраторов над самым старым живописным произведением в коллекции можно в музее Маурицхейс в Гааге

Впоследние годы посетителям Королевской художественной галереи Маурицхейс в Гааге время от времени выпадает возможность понаблюдать за тем, как специалисты реставрируют и укрепляют картины, например, Яна Вермеера или автора «Щегла» Карела Фабрициуса. С 14 июня галерея запустила очередной проект в этой серии: двое реставраторов работают над самой старой картиной из коллекции музея — «Оплакивание Христа» (около 1460–1464), созданной нидерландским живописцем Рогиром ван дер Вейденом и его мастерской. Работы будут идти до конца нынешнего года в одном из выставочных залов.

Старший реставратор музея Кэрол Потташ говорит, что решение заняться алтарной картиной, выполненной маслом на доске, было принято из эстетических соображений. Ей вернут оригинальные цвета, удалив слои пожелтевшего лака, из-за которых розовый превратился в оранжевый, а небо выглядит скорее зеленым, чем голубым. Также будет удалена потемневшая старая ретушь.

Специалисты надеются, что изучение картины позволит лучше понять, какое место она занимала в творчестве мастера, который не подписывал своих произведений. Опираясь на документы, ученые с уверенностью установили авторство ван дер Вейдена только для трех картин, а более обширная группа работ лишь приписывается художнику и его мастерской. В их число входит и «Оплакивание». «Мы хотели бы выяснить, какая часть картины написана рукой самого мастера», — говорит Потташ.

Куратор Ариане ван Сухтелен объясняет, что создание работ в соавторстве с мастерской было обычной для ван дер Вейдена практикой и специалисты не ожидают, что после расчистки появятся основания пересмотреть атрибуцию. Ван Сухтелен подготовила выставку, которая идет параллельно с реставрацией и посвящена истории заказа картины и методам работы мастерской. Кроме того, флорентинская Галерея Уффици временно передала в Маурицхейс алтарную картину «Положение во гроб», созданную ван дер Вейденом и его мастерской приблизительно тогда же — в первой половине 1460-х годов, и посетители смогут сопоставить два произведения.

Музей стремится дать публике возможность увидеть свою жизнь «изнутри». Ежедневно реставраторы выделяют по полчаса на то, чтобы отвечать на вопросы посетителей. «Люди обожают наблюдать за тем, как по мере продвижения работы реставраторов раскрываются настоящие цвета картины, — говорит Потташ и добавляет: — В краске есть своя магия, по крайней мере для меня». 

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+