18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

«Гала-концерт» в Национальном музее искусства Каталонии

№65
Материал из газеты

В Барселоне открывается выставка, посвященная жене, музе, модели и менеджеру самого знаменитого сюрреалиста — Сальвадора Дали

Среди почти 200 экспонатов — не только живопись и графика Сальвадора Дали, но и работы Макса Эрнста, фотографии Ман Рэя, Брассая и Сесила Битона, запечатлевшие Гала, а также ее роскошные туалеты. Внушительная часть их прибыла из ведущих музеев мира, в том числе из парижского Центра Помпиду, мадридских Центра искусства королевы Софии и Музея Тиссен-Борнемиса. 

С главной женщиной в своей жизни Дали познакомился, когда она была еще женой Поля Элюара, и понял, что встретил мечту. Ребенком он был заворожен русской игрушкой — калейдоскопом, в котором можно было увидеть тройку лошадей с девочкой в санях. Эту русскую девочку Сальвадор и узнал в Гала, хотя наверняка это была одна из его бесчисленных мистификаций, дама его сердца не могла не прий­ти из мира его грез. 

Настоящая femme fatale, вскружившая голову трем гениям: Дали, Полю Элюару и Максу Эрнсту, Гала всегда поддерживала свой образ женщины-праздника. Образованная, эмансипированная, на правах жены Элюара она вошла в художественный мир Парижа. Элюар был первым, кто назвал Галю, как почему-то предпочитала называть Елену Дьяконову ее мать, Гала — с ударением на последний слог. И этот праздник Дали, младше ее на десять лет, не захотел делить ни с кем. Гала принесла удачу Дали, по крайней мере именно после встречи с ней его карьера резко пошла вверх. Светская львица сумела заинтересовать творчеством молодого каталонца его первых почитателей, обивая пороги галерей и коллекционеров и убеждая парижскую богему в гениальности возлюбленного, имевшего репутацию безумца. Гала поддерживала экстравагантный имидж мужа, подыгрывая ему в чудачествах, ставших неотъемлемой частью его искусства. Фактически она долгие годы была менеджером Дали, и весьма успешным. Хотя коммерческой стороной успеха влияние Гала не ограничивалось — прежде всего она оставалась его музой. 

В своем дневнике Дали признавался: «Гала, моя жена, в сущности является Градивой, ведущей вперед, моей Победой». Речь здесь идет о древнеримском барельефе с фигурой молодой шагающей женщины, Градивы (на латыни — «шагающая»). В 1930-е он написал целый цикл картин, изображающих Гала — Градиву. Надо сказать, что образ Градивы волновал не только Дали. История ожившей скульптуры была описана в опубликованном в начале ХХ века романе Вильгельма Йенсена «Градива», где главный герой наяву встречает девушку из своего сна, как будто сошедшую с античного барельефа. В 1937 году Андре Бретон и Марсель Дюшан открыли галерею «Градива», объявив «женщину-сновидение, шагающую сквозь стены», музой сюрреализма, хотя к Гала это отношения не имело: коллеги Дали по сюрреализму ее недолюбливали. 

«Градива» Дали радикально отличалась от античного оригинала. Сквозь порванный хитон вызывающе торчала обнаженная грудь, а во вспоротом животе копошились черви. Сама же «шагающая» в скалах Порт-Льигата, где построили дом Гала и Дали, пребывала в состоянии экстаза. Художник свою музу всегда изображал более чем экстравагантно. В «Портрете с омаром» гигантское морское чудище охватывает голову Гала, а от ее носа отлетает самолет. Дали легко превращал ее тело в причудливое псевдоренессансное архитектурное сооружение, стоящее на тонких колоннах. А в картине «Гала и „Анжелюс“ Милле», где Гала изображена с Лениным и Горьким, ее лицо искажено не самой симпатичной гримасой. В «Великом мастурбаторе» ее голова выступает из биомассы, окруженная саранчой и муравьями, а в «Галатее сфер» распадается на атомы. 

Для художника Гала была не только вдохновительницей, не только моделью, но и его медиумом, материалом, глиной, из которой он лепил свои сновидения. «Гала стала солью моей жизни, моим маяком, моим двойником, она — это я», — писал он в своем дневнике. И правда, эти двое стали как будто не просто гением и его музой, но одним художником. Фактически Дали первым начал подписывать работы «Гала — Сальвадор Дали», сделав жену своим соавтором, еще в 1930-е, задолго до появления супружеских пар художников-соавторов, как Илья и Эмилия Кабаковы, Христо и Жанна-Клод. Она была его Галатеей, но и он был ее творением в полной мере. Однако, прожив счастливую и долгую жизнь, курсируя между домом в Порт-Льигате, Парижем и Нью-Йорком, на закате своих дней Гала и Дали предпочли жить отдельно друг от друга. 

Дали купил своей музе замок в Пуболе — отсюда и подзаголовок барселонской выставки. Несколько лет Гала прожила в «своей комнате», пытаясь открыть еще одного будущего гения, как открыла когда-то Элюара и Дали. Отныне муж мог посещать замок только с письменного разрешения жены. Впрочем, на этот раз ее миссия не увенчалась успехом. Молодые кандидаты просаживали ее деньги, а кому-то она даже дарила картины своего гениального супруга. Однако умирать Гала все же приехала к Дали, покинув этот мир в 1982 году (Сальвадор пережил ее на семь лет). И все же, несмотря на «свою комнату в Пуболе», Гала навсегда останется «Мадонной Порт-Льигата», став настоящей иконой модернизма. 

Национальный музей искусства Каталонии
Гала — Сальвадор Дали. Своя комната в Пуболе
5 июля – 14 октября

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
3
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
4
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
5
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
6
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
7
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Победители в номинациях «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года» станут известны на церемонии в Москве 23 апреля. Тогда же вручат награду Василию Бычкову, лауреату в номинации «Личный вклад»
31.03.2025
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+