18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

«Гала-концерт» в Национальном музее искусства Каталонии

№65
Материал из газеты

В Барселоне открывается выставка, посвященная жене, музе, модели и менеджеру самого знаменитого сюрреалиста — Сальвадора Дали

Среди почти 200 экспонатов — не только живопись и графика Сальвадора Дали, но и работы Макса Эрнста, фотографии Ман Рэя, Брассая и Сесила Битона, запечатлевшие Гала, а также ее роскошные туалеты. Внушительная часть их прибыла из ведущих музеев мира, в том числе из парижского Центра Помпиду, мадридских Центра искусства королевы Софии и Музея Тиссен-Борнемиса. 

С главной женщиной в своей жизни Дали познакомился, когда она была еще женой Поля Элюара, и понял, что встретил мечту. Ребенком он был заворожен русской игрушкой — калейдоскопом, в котором можно было увидеть тройку лошадей с девочкой в санях. Эту русскую девочку Сальвадор и узнал в Гала, хотя наверняка это была одна из его бесчисленных мистификаций, дама его сердца не могла не прий­ти из мира его грез. 

Настоящая femme fatale, вскружившая голову трем гениям: Дали, Полю Элюару и Максу Эрнсту, Гала всегда поддерживала свой образ женщины-праздника. Образованная, эмансипированная, на правах жены Элюара она вошла в художественный мир Парижа. Элюар был первым, кто назвал Галю, как почему-то предпочитала называть Елену Дьяконову ее мать, Гала — с ударением на последний слог. И этот праздник Дали, младше ее на десять лет, не захотел делить ни с кем. Гала принесла удачу Дали, по крайней мере именно после встречи с ней его карьера резко пошла вверх. Светская львица сумела заинтересовать творчеством молодого каталонца его первых почитателей, обивая пороги галерей и коллекционеров и убеждая парижскую богему в гениальности возлюбленного, имевшего репутацию безумца. Гала поддерживала экстравагантный имидж мужа, подыгрывая ему в чудачествах, ставших неотъемлемой частью его искусства. Фактически она долгие годы была менеджером Дали, и весьма успешным. Хотя коммерческой стороной успеха влияние Гала не ограничивалось — прежде всего она оставалась его музой. 

В своем дневнике Дали признавался: «Гала, моя жена, в сущности является Градивой, ведущей вперед, моей Победой». Речь здесь идет о древнеримском барельефе с фигурой молодой шагающей женщины, Градивы (на латыни — «шагающая»). В 1930-е он написал целый цикл картин, изображающих Гала — Градиву. Надо сказать, что образ Градивы волновал не только Дали. История ожившей скульптуры была описана в опубликованном в начале ХХ века романе Вильгельма Йенсена «Градива», где главный герой наяву встречает девушку из своего сна, как будто сошедшую с античного барельефа. В 1937 году Андре Бретон и Марсель Дюшан открыли галерею «Градива», объявив «женщину-сновидение, шагающую сквозь стены», музой сюрреализма, хотя к Гала это отношения не имело: коллеги Дали по сюрреализму ее недолюбливали. 

«Градива» Дали радикально отличалась от античного оригинала. Сквозь порванный хитон вызывающе торчала обнаженная грудь, а во вспоротом животе копошились черви. Сама же «шагающая» в скалах Порт-Льигата, где построили дом Гала и Дали, пребывала в состоянии экстаза. Художник свою музу всегда изображал более чем экстравагантно. В «Портрете с омаром» гигантское морское чудище охватывает голову Гала, а от ее носа отлетает самолет. Дали легко превращал ее тело в причудливое псевдоренессансное архитектурное сооружение, стоящее на тонких колоннах. А в картине «Гала и „Анжелюс“ Милле», где Гала изображена с Лениным и Горьким, ее лицо искажено не самой симпатичной гримасой. В «Великом мастурбаторе» ее голова выступает из биомассы, окруженная саранчой и муравьями, а в «Галатее сфер» распадается на атомы. 

Для художника Гала была не только вдохновительницей, не только моделью, но и его медиумом, материалом, глиной, из которой он лепил свои сновидения. «Гала стала солью моей жизни, моим маяком, моим двойником, она — это я», — писал он в своем дневнике. И правда, эти двое стали как будто не просто гением и его музой, но одним художником. Фактически Дали первым начал подписывать работы «Гала — Сальвадор Дали», сделав жену своим соавтором, еще в 1930-е, задолго до появления супружеских пар художников-соавторов, как Илья и Эмилия Кабаковы, Христо и Жанна-Клод. Она была его Галатеей, но и он был ее творением в полной мере. Однако, прожив счастливую и долгую жизнь, курсируя между домом в Порт-Льигате, Парижем и Нью-Йорком, на закате своих дней Гала и Дали предпочли жить отдельно друг от друга. 

Дали купил своей музе замок в Пуболе — отсюда и подзаголовок барселонской выставки. Несколько лет Гала прожила в «своей комнате», пытаясь открыть еще одного будущего гения, как открыла когда-то Элюара и Дали. Отныне муж мог посещать замок только с письменного разрешения жены. Впрочем, на этот раз ее миссия не увенчалась успехом. Молодые кандидаты просаживали ее деньги, а кому-то она даже дарила картины своего гениального супруга. Однако умирать Гала все же приехала к Дали, покинув этот мир в 1982 году (Сальвадор пережил ее на семь лет). И все же, несмотря на «свою комнату в Пуболе», Гала навсегда останется «Мадонной Порт-Льигата», став настоящей иконой модернизма. 

Национальный музей искусства Каталонии
Гала — Сальвадор Дали. Своя комната в Пуболе
5 июля – 14 октября

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
6
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
Книга Оскара Мартинеса «Пороги» — это сборник занимательных путеводителей по широко известным памятникам. Автор создал череду историко-архитектурных эссе, окрашенных личными впечатлениями и оценками. А выросло это все из лекционного материала
08.11.2024
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
7
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Предыдущая ретроспектива творчества передвижников — всех вместе, а не по одному — проходила больше полувека назад и была как раз передвижной: она путешествовала по нескольким городам СССР. На этот раз, похоже, дело ограничится Москвой
05.11.2024
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+