18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Испанский собор оказался заложником спора между левыми и правыми

Начат сбор подписей под петицией об официальном признании кордовской «мечети-собора» государственной, а не церковной собственностью.

Испании разгорелся спор вокруг права собственности на «Мескиту» — соборную мечеть Кордовы, находящуюся на территории христианской церкви, построенной в 600 году. Она стала мечетью в VIII веке, но в XIII столетии вновь была преобразована в церковь, после того как испанские короли победили мавров. Этот спор стал частью интенсивного политического сражения в Испании между ориентированными на светское и поликультурное общество левыми и исповедующими католицизм правыми. После принятия в 1998 году государственного закона о статусе церковной собственности Католическая церковь смогла документально подкрепить свои права на религиозные здания, и в 2006-м собор был зарегистрирован как собственность Церкви.

В 2009 году местные жители заметили, что название «Мескита», то есть мечеть, потихоньку исчезает с дорожных знаков и из брошюр, что вызвало обеспокоенность у людей по поводу того, что Церковь не придает должного значения истории использования этого здания в качестве мечети. Церковь отрицает все претензии. Представитель епархии Кордовы считает, что «когда вы входите на территорию памятника, то видите, что он называется «Собор Кордовы», но история его как мечети также описана. Утверждение, что Церковь стирает мусульманское прошлое [этого места], неверно». Он объясняет, что название «церковь Санта-Мария» использовалось с 1236 года, когда Кордова была взята испанскими войсками, а территория освящена. Данное название сохранялось до XIX века, когда церковь стала известна путешественникам под именем «Мескита». «Но в наших целях — священнослужения, церемоний с участием епископа — логично использовать слово «собор», — сказал он. К тому же Церковь заплатила за раскрытие михраба, священного места в мечети. В XIV веке он был закрыт христианским образом, но в последние десятилетия его сняли, чтобы вновь открыть жемчужину исламского искусства — подлинное чудо, созданное из византийской мозаики, драгоценное и священное место для исламской религии. Это объяснение не удовлетворило некоторых протестующих из местных. Они просят, чтобы в ситуацию вмешались правительство Андалусии и ЮНЕСКО. В их прошении содержатся требования восстановить название «Мечеть-собор», официально признать здание принадлежащим государству и учредить систему «публичного и прозрачного управления». К моменту поступления материала в печать почти 180 тыс. человек, включая бывшего генерального директора ЮНЕСКО Федерико Майора Сарагосы и британского архитектора Нормана Фостера, подписали этот документ. По мнению официального представителя кампании Антонио Мануэля Родригеса, «граждане должны узнать масштаб проблемы. Кордова должна понять, что ее мечеть, ее памятник находится в опасности, а если это так, то в опасности и остальной город». В ответ епархия Кордовы заявила: «С 1998 года Католическая церковь могла зарегистрировать свои храмы при условии, что здание не имеет письменного названия». Церковь зарегистрировала этот участок земли в 2006 году как Santa Iglesia Catedral de Cordoba — а именно с этим именем территория храма в XIX веке была объявлена национальным памятником, — «потому что она владела им мирно в течение почти 800 лет».
 

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
3
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
4
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
5
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
6
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
7
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Победители в номинациях «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года» станут известны на церемонии в Москве 23 апреля. Тогда же вручат награду Василию Бычкову, лауреату в номинации «Личный вклад»
31.03.2025
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+